Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

ВернутьсяВернуться

 

Тот самый стиль

NYCB"Бриллианты американского балета. Все звезды Нью-Йорка" - под таким названием анонсировался единственный концерт ведущих солистов New York City Ballet, American Ballet Theatre и Alvin Ailey American Dance Theatre на сцене Большого театра. Тошнотворная банальность вывески и агрессивность рекламы провоцировали мысли о грандиозной халтуре, тем более что "бриллиантами" в Москве теперь любят называть участников любой провинциальной балетной тусовки. Когда стайка мальчиков и девочек в болоньевых куртках выгрузилась из автобуса перед Большим театром и с канареечным щебетом кинулась фотографироваться на фоне восьми колонн, подозрение, что московских балетоманов в очередной раз "кинули", начало перерождаться в уверенность. После долгого и тяжелого перелета из Нью-Йорка лишь Палома Эррера, хорошо знакомая Москве по многочисленным гала, держалась с той "звездностью", которую любят продемонстрировать балетные идолы русской сборки. Впрочем, подозрительным выглядело само стремление прямо с самолета попасть в репетиционный класс: наши танцовщики давно приучили к мысли, что главное условие успешной карьеры - отсутствие перегрузок и чрезмерного профессионального рвения. Но гости вынули из огромных баулов персональные коврики и, разложившись на них морскими котиками, принялись тянуть затекшие ноги. Балетные критики, до этого с энтузиазмом обсуждавшие убийственность электрического света для лиц, лишенных намека на "подчеркивание естественной красоты", мгновенно смолкли. Еще не выходя на сцену, американцы показали тот самый стиль, о котором московские балетоманы грезят, до дыр затирая пиратские записи спектаклей NYCB, ABT и Alvin Ailey American Dance Theatre. И без эффектов джазовых мелодий, урбанистических пейзажей Нью-Йорка, черных леотард, подчеркивающих вытянутый силуэт, хламидные спортивные костюмы не скрывали бисерной работы пуантов, рапирных ударов батманов, стрельчатых арабесков, импульсивных прыжков и беззаботной бесчисленности пируэтов. Романтические грезы девушек, танцующих под Дюка Элингтона, их сухопарая спортивность, подчеркнутая аристократизмом маленьких пачек, фривольность, укрощенная классической строгостью, распущенные волосы и живые чувства - таким 20 лет назад оставил американский балет его русский основатель Джордж Баланчин. О том, как в аутентичном варианте он выглядит сейчас, в Москве знают единицы профессионалов - те, для кого не проблема доехать до Линкольн-центра. ABT видели в России единственный раз в 1960 году, NYCB не приезжал с 1972 года, а труппа Алвина Эйли - с 1989-го. Поэтому организаторы концерта почти полностью отказались от традиционной окрошки международных гала: в нем не осталось ничего от Мариуса Ивановича Петипа, иностранный акцент в котором коробит любого русского балетомана. О европейских миссионерах, наводнявших Соединенные Штаты "до Баланчина", напомнил лишь самый первый номер программы - Классическое па де де на музыку Обера в хореографии Виктора Гзовского. Репертуар был выстроен как лекция первоклассного историка американского балета, не забывающего научный интерес скрещивать с житейской занимательностью. Однако если хореография Энтони Тюдора, Алвина Эйли, Джерома Роббинса, Уильяма Форсайта и Баланчина, Баланчина, Баланчина для Москвы все же известна и, собранная в одном концерте, поразила лишь разнообразием, но не новизной, то лица новых американских звезд выглядели совершенно незнакомыми. Агрессивная реклама на этот раз не обманула - в Россию действительно привезли бриллианты. И хотя они различались по величине и красоте огранки, каждый был достоин подробного рассмотрения. Мишель Уайлес и Дэвид Холберг 20-летний Холберг и его увенчанная многочисленными конкурсными наградами партнерша - единственные в гастрольной команде артисты, не являющиеся ведущими солистами своей компании - American Ballet Theatre. Но именно с этой пары у театра связаны главные надежды на будущее. На долю Уайлес и Холберга выпало самое сложное - открывать концерт на сцене Большого и предстать в цитадели классики в образцовом академическом Па де де Обера. С задачей танцовщики справились, хотя, вопреки декларируемой классической традиции, первенство у балерины отобрал партнер. Он безмятежно парил над огромной сценой, перекрывая ее прыжками, столь же безмятежно рассыпался в мелких антраша и при этом вовремя успевал галантно подать руку партнерше. Уайлес, получившая хорошую выучку в вашингтонской Школе Кировского балета Олега Виноградова и сейчас репетирующая под руководством Ирины Колпаковой, впечатления не портила. Прямолинейной американке было лишь неимоверно скучно изображать из себя аристократку, когда другие "отрывались" в современных ритмах. Венди Вилан Эта звезда New York City Ballet в минувшем году дважды танцевала в Петербурге, но никогда раньше не бывала в Москве. Между тем, она признана одной из образцовых баланчинисток наших дней - Вилан пришла в труппу в 1984 году, через год после смерти хореографа, когда он еще не перешел в сферу балетных преданий. Высокая, спортивная, с суховатым прозрачным силуэтом, она является воплощением урбанистического стиля Баланчина, исполняя около 30 главных партий в его спектаклях. Но в Москве Венди Вилан танцевала образцы современной балетной радикальности - фрагменты из спектаклей "Херман Шмерман" Уильяма Форсайта и "Литургия" Кристофера Уилдона. Балерины Баланчина всегда славились тем, что были не заводными куклами для выполнения фуэте, а интеллектуалками, определявшими нью-йоркскую художественную моду. Вилан продолжила традицию. Оба хореографа создали эти опусы специально для нее, увидев за хрустальным фасадом баланчинской балерины нервность и пластическую угловатость сегодняшнего дня. Джок Сото и Альберт Иванс Два ведущих солиста New York City Ballet приехали в Москву как партнеры Венди Вилан. Когда оба только появились в репетиционном зале, наблюдатели переглянулись: два мощных кряжистых парня - один индейского, второй - афро-американского происхождения, - больше напоминали чемпионов по тяжелой атлетике. Станцевать соло на московском концерте им не пришлось, но особенно эффектной оказалась та легкость, с которой они на скоростях "Формулы-1" перемещались по сцене, манипулируя партнершей. Мэтью Рашинг В Москве он оказался единственным солистом компании, которая в принципе не признает солистов, - Alvin Ailey American Dance Theatre. Почти пятнадцать лет блистая в этой труппе, Рашинг как никто умеет одном движением плеча заставить зрителей биться о стены лож. в В "Песне для тебя" и "Грешнике" - двух постановках классика американского модерна Алвина Эйли - он жгучими пластическими изгибами он идеально проиллюстрировал взрывоопасность кошачьей мягкости африканского танца. Итан Стифел Нью-йоркские балетные критики именуют его лучшим танцовщиком Америки, Королевский балет Великобритании четыре года выписывал Стифела из-за океана на отдельные спектакли, а на фестивале "Мариинский" он за полчаса влюбил в себя петербургских балетоманов, обычно умеющих разглядеть пятна в любом заграничном светиле. Шесть лет назад побег танцовщика из рафинированного New York City Ballet в эклектичный и роскошный American Ballet Theatre переполошил балетный мир не меньше, чем в свое время "прыжок к свободе" Рудольфа Нуреева. В Москве до нынешнего концерта Стифел побывал дважды - и оба раза промелькнул ракетой, успев продырявить атмосферу в мозгах профессионалов и почти не обратив на себя внимания балетоманов. На этот раз он вышел на сцену в главном хите Баланчина - Классическом па де де на музыку Чайковского. И новоявленная звезда АВТ и просто прекрасная танцовщица Джиллиан Мерфи превратилась лишь в фон для партнера, хотя он предупредительно пропускал ее на первый план. Миниатюрный вихрастый блондин, увидев перед собой необъятные просторы сцены Большого, с таким задором принялся осваивать это пространство, что выглядел не респектабельной звездой, а авантюрным подростком. Однако он может быть и совсем иным: изысканным аристократом в "Танцах Шопена" (в них Стифел, которого называют идеальным современным исполнителем Баланчина, играл в соперничество с другим лихим виртуозом - Дамианом Ветзелем), и простодушным американским парнем, от которого сходят с ума школьницы, в еще одном баланчинском шедевре "Who cares?". Дамиан Ветзель и Палома Эррера Это странное сочетание премьера New York City Ballet и звезды American Ballet Theatre не просто хорошо известно, но и любимо в Москве с тех пор, как в 1994 году они вместе станцевали балеты "Аполлон", "Дон Кихот" и па де де "Звезды и полосы" во славу американского флага. Эррера за это время из 19-летнего аргентинского вундеркинда преобразилась в успешную ведущую солистку АВТ. Набравшись опыта и солидности, она все же заставляет ностальгировать о том первом приезде в Москву, о бесшабашной смелости, с которой она в бесчисленных пируэтах, заносках и поддержках кокетливо демонстрировала главный козырь - умопомрачительные стопы. Зато для Ветзеля время летит, будто не задевая его: он уже почти 20 лет остается фирменным знаком NYCB - его тело точностью звучания напоминает идеальный инструмент Страдивари, а каждый выход из-за кулис по-прежнему превращается для него в увлекательное приключение. И тонкое кружево "Танцев Шопена" для него столь же экстремально, как и виртуозность "Звезд и полос". Для тех, кто за два часа столпотворения звезд еще думал, что 6 тысяч рублей - чрезмерная плата за американские бриллианты, вместо общей "бисовки" показали балет "Who cares?", в котором нашли друг друга музыка Гершвина и хореография Баланчина. И если кому-то было мало разлитых на два отделения сливок американской хореографии, то соединение в одном спектакле семерых "бриллиантов" должно было убедить, что осенний концерт стал одним из важнейших событий русско-американских культурных связей.

Журнал "Америка", 2004, № 4.

 

Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

 

ВернутьсяВернуться

ВверхВверх

 

Сайт управляется системой uCoz