Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

ВернутьсяВернуться

 

Бежар в роли класссика
В полупустом зале КДС

М.БежарКак и четверть века назад, гастроли Мориса Бежара и его труппы прошли в Кремлевском Дворце. Как и в 1978-м, были показаны "Болеро" и "Жар-птица". Несмотря на многолетнюю выдержку, революционная энергия этих спектаклей по-прежнему вдавливала в кресла. Нынешний приезд Бежара в Россию, несомненно, станет такой же балетной легендой, как и его первый визит. Жаль только, что свидетелей этих гастролей оказалось чуть ли не в два раза меньше, чем было возможно, - бесконечные просторы Кремлевского Дворца были заполнены наполовину.
"Международное концертное агентство", организовавшее нынешний приезд Мориса Бежара и "Bejart Ballet Lausanne", свой вклад в успех гастролей ограничило зазывным рекламным названием программы - "Best of Bejart" и рекрутированной командой широкоплечих молодых людей, выстроенных во время спектакля перед сценой. Складывалось впечатление, что Бежара привезли в Москву только для того, чтобы тщательно охранять от контактов с внешним миром. Получить интервью с хореографом, который обожает общаться с прессой, оказалось не под силу ни одному журналисту. Впрочем, не остановившись на таких мелочах, организаторы так выстроили процедуру встречи журналистов с прекрасным, что, несмотря на официальную аккредитацию, добраться до зрительного зала можно было только после четырех проверок документов. А в зияющий огромными пустотами партер удалось пробраться лишь тем, кто затесался в стайки учеников хореографического училища, виртуозно прорывающих любое оцепление.
Утрамбовать в трехчасовой вечер "Best of Bejart" - это утопия: он всегда был одним из самых мобильных хореографов и порой создавал спектакли не за несколько недель, а за несколько дней. С 1953 года, которым датируется в биографии его первая профессиональная постановка, балетов накопилось несколько сотен. Впрочем, судя по всему, Бежар и не собирался показывать "лучшее" (что значит "best" без "Весны священной", "Симфонии для одного человека", "Триумфов Петрарки" или "Адажиетто"?). У нас его и без того боготворят, как никакого другого западного хореографа. И знают спектакли Бежара, вышедшие в Париже или Токио, не хуже, чем местные достопримечательности. Трудно даже поверить, что в Москве он был всего дважды - в 1978 и 1998 гг. (в 1987 году гастроли ограничились Ленинградом): каждый раз Бежар изменял наши представления о балете. Он оказался единственным хореографом, которому в спертой атмосфере советского застоя простили отношение к великому русскому балету как к безвозвратно утраченному прошлому, а в постперестроечные годы с восторгом поддержали трансформацию высокого искусства в шоу с костюмами от Версаче.
На этот раз Бежар привез программу, на первый взгляд, лишенную всякого единства, - очень старые спектакли были разбавлены премьерой прошлого сезона - "Брелем и Барбарой" на музыку знаменитых французских шансонье (во Франции этот балет, значительно отличающийся от показанного в Москве, шел под названием "Lumiere"). Сам Бежар в начале первого отделения, посвященного Стравинскому, вышел с микрофоном и перед труппой, в немыслимых репетиционных нарядах разогревавшейся прямо на сцене, чтобы рассказать, как когда-то нес на своих руках по неподъемной лестнице, "как мадонна младенца", "Игоря". Можно было предположить, что хореограф устроил себе ностальгический тур, тем более что на пресс-конференции он с воодушевлением вспоминал русских педагогов, у которых учился, и русских артистов - Васильева и Плисецкую, танцевавших в его спектаклях.
Но когда витиеватые пуантовые узоры в баланчинском стиле "Скрипичного концерта" Стравинского (одна из старейших постановок Бежара, 1961 г.) переплелись со взрывчатой скупостью ритуальных мужских танцев "Жар-птицы" (постановка 1970 г.), а "Брель и Барбара" освободились от киношной конкретики парижской версии спектакля, стало очевидно, что в его спектаклях, которые по силе взлома тектонических пород когда-то сравнивали со студенческой революцией 1968 г., спустя полвека впечатляет не столько пафос разрушения классики, сколько виртуозность в трансформации традиций. Москву Бежар выбрал, чтобы рассказать о своей новой идее: балет, даже самый современный, - искусство традиции.

"Ведомости", 2002, № 225, стр. А8.

 

Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

 

ВернутьсяВернуться

ВверхВверх

 

Сайт управляется системой uCoz