Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

ВернутьсяВернуться

 

Спортсменка, комсомолка, красавица
Алексей Ратманский вернулся в Мариинку

"Золушка"Второй международный фестиваль балета "Мариинский" начался в Петербурге. Десять спектаклей в течение десяти дней с заключительным гала-концертом в четырех отделениях обещают продемонстрировать элиту мирового балета на фоне петербургских звезд. Однако уже в первый вечер стало очевидно, что главное событие фестиваля - "Золушка" Алексея Ратманского, впервые взявшегося за трехактный сюжетный балет.
В Мариинском театре теперь любят не просто премьерs, но акции - такие, ради которых в Петербург в антисанитарийных условиях поедут не только оперные и балетные критики, но люди, никакого профессионального отношения к этим искусствам не имеющие. В прошлом году жертвой подобной громкой акции - "Щелкунчика" Михаила Шемякина-Валерия Гергиева, который должен был стать гвоздем первого фестиваля, - и пал Ратманский, не сумевший встроить собственные представления об этом балете в концепцию Шемякина. Но за год хореограф, оказавшийся нарасхват во всем балетном мире, превратился в виртуозного фрилансера. Постановки "Леи" для Нины Ананиашвили и московского Театра танца Алексея Фадеечева и "Щелкунчика" для Датского Королевского балета, осуществленные в последние полгода, не столько вымотали Ратманского, сколько научили быть гибким.
И на этот раз Ратманский обнаружил в Петербурге не только умозрительную идею постановки "Золушки", но и сложившуюся команду для ее осуществления: музыкального руководителя Валерия Гергиева, художников-постановщиков Илью Уткина (того самого "бумажного архитектора", который победил на Венецианском бьеннале) и Евгения Монахова, художника по свету Глеба Фильштинского, чью сложную фамилию выучили после мариинских "Семена Котко" и "Сказания о невидимом граде Китиже". А в придачу к ним - бородатые восторги от "Золушки" Константина Сергеева образца 1946 года, которая сначала получила Сталинскую премию, а потом еще полвека обороняла музыку Сергея Прокофьева от других интерпретаций.
Памяти этой "Золушки" и посвящен спектакль Ратманского, хотя почитатели тяжеловесного и дремучего сергеевского драмбалета произвели хореографа в маляра, который им пачкает мадонну Рафаэля и для которого их прежние святыни - уже пустые имена. Несмотря на то, что Ратманский, редактируя либретто, перенес действие спектакля в "современность", а художник по костюмам Елена Марковская нарядила главную героиню в сиреневые простодушные кофточки и юбочки, которые были выставлены прошлым летом в любой витрине на Тверской, нынешняя "Золушка" - памятник сталинскому предвоенному монументализму. К счастью, и хореографа, и художников современного спектакля явно волновал не сюжет Перро, а музыка Прокофьева, в которой благородные и сентиментальные вальсы поданы в оправе ресторанного джаза. Поэтому на сцене разместились не грязный очаг с метелкой, тазами, горшочками и кастрюльками, не картонный трон и не рисованные грязные тряпки с испанскими горами и восточными пустынями, по которым якобы карабкается принц с куском бутафорского хрусталя в руках. И даже не кухня современного фешенебельного отеля с банкетным залом в придачу. Вместо всего этого хлама - две колонны посреди сцены, служащие опорой и дому Золушки, и дворцовому величию на балу, две металлоконструкции по бокам (по параллельным внутренним лестницам одной из них будут метаться в финале Золушка и Принц, долго не находя пути друг к другу), металлический обруч, который служит то часами, то, поворачиваясь, огромной бальной люстрой, и изредка меняющиеся рисованные задники, самый эффектный из которых возникнет на балу, воспроизводя анфиладу какого-нибудь Дворца Советов.
Однако Ратманский, вновь, как и в случае с Шемякиным, столкнувшийся с нефункциональными для балета декорационным решением, на этот раз виртуозно воспользовался этим и превратил "Золушку" в антибалет, если под балетом подразумевать непременно кордебалетные орды, всё сметающие со своего пути, непонятных персонажей, о которых нет ни слова в либретто, па де де героя и героини, и фуэте балерины по центру сцены. Вместо чистенькой Золушки с аккуратными косичками и в белом передничке - нервная затюканная акселератка, вместо воплощающей мировое зло Мачехи - гроза коммунальной кухни с апельсиновыми волосами и в шелковом халате, с театральным пафосом исполненная Ирмой Ниорадзе, вместо увешанной театральной бижутерией Феи с короной на голове - лишенная балетных фиоритур бомжиха из ближайшего перехода (Наталья Свешникова), хранящая хрустальные туфельки в грязной авоське, а вместо сказочного Принца - модельный мальчик весь в белом (Денис Матвиенко). Ратманский не пытается убедить, что знает движений больше, чем все его предшественники вместе взятые: сначала лексика кажется даже бедноватой, пока не оказывается, что элементарные degage, которые бесконечно множит Золушка и которые способна воспроизвести любая троечница в хореографическом училище, украшают даже неказистую и лишенную всякого намека на обаяние балерину, зато навороченные поддержки "звездного вальса" ненавязчиво цитируют "вальсы Мошковского" и "этюды Глиэра", которые обожали танцевать витальные балерины предвоенной поры и от которые обмирали пламенные комсомолки.
Неофитам, не видевшим ни "Баядерку", ни "Спящую красавицу" или желающим приобщить к прекрасному детей, на этой "Золушке" может стать не по себе. Но тех, кто уже выучил их наизусть и в отсутствии современного балета впал в летаргический сон, новая "Золушка" Мариинского театра может вывести из этого состояния.

"Ведомости", 2002, 12 марта.

 

Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

 

ВернутьсяВернуться

ВверхВверх

 

Сайт управляется системой uCoz