Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

ВернутьсяВернуться

 

Марина Эглевски: "Я фокусируюсь на спектаклях, с которыми выросла"
Марина Эглевски, балетмейстер-постановщик па де де "Сильвия"

М.ЭглевскиРодилась в США в семье известного танцовщика русского происхождения Андре Эглевски и Леды Анчутиной. Училась балету у своих родителей и в Школе американского балета. Профессиональную карьеру начала в юном возрасте, исполнив партию Маши в "Щелкунчике" в постановке New York City Ballet. Работала в качестве солистки в компаниях своих родителей, в труппе Harkness Ballet, Виннипегском Королевском балете. Затем выступала в Гамбургском балете, где участвовала в постановках Джона Ноймайера "Щелкунчик", "Ромео и Джульетта", "Дафнис и Хлоя", "Третья симфония Малера", Па де де на музыку Скрябина. Выступала как приглашенная солистка со многими западными компаниями, среди ее партнеров были Михаил Барышников, Хельги Томассон и олимпийским чемпион по фигурному катанию Джон Керри. Выступала на Бродвее. Репертуар Эглевски включает "Аполло", па де де "Сильфия", па де де "Звезды и полосы", "Тарантеллу", па де де из балетов "Шотландская симфония" и "Жар-птица", Па де труа на музыку Глинки, Па де труа на музыку Минкуса и другие постановки Баланчина. Окончив сценическую карьеру, работает как хореограф и хореолог. Среди наград Эглевски - престижная премия Айседоры.

- Каковы ваши первые впечатления от Москвы?


- Больной вопрос. Тяжело примириться с этими изменениями погоды, льдом. Сложно даже поверить, что мои родители отсюда. Но очень интересно увидеть корни того, чему меня учили и чему учу я в другой части света. Определенно, у Баланчина был немного иной стиль - он по-другому использовал линии. Но сама основа, сердце всего этого - те же, что я вижу здесь. Для меня всё это чудесно и очень тепло ложится на сердце.

- Вы воспитывались как классическая танцовщица, потом много работали с Ноймайером. Какое место в вашем профессиональном развитии занимал Баланчин?


- Когда я родилась, мой отец работал с господином Баланчиным, и с двухлетнего возраста я каждый день была в его студии. И на классе, и перед каждым представлением, когда сцена была еще пустой и все гримировались, я танцевала на пуантах, исполняла все балеты, которые видела. Когда я подросла, Баланчин дал мне роль в "Щелкунчике". Я стала брать классы в Нью-Йорке в Школе американского балета (официальная школа труппы NYCB - Ред.), и потом мистер Баланчин взял меня к себе в труппу. Но я настолько долго была с классическим стилем, что во мне начала развиваться страсть к чему-то современному. В это время я узнала труппу Harkness Ballet, где были потрясающие танцоры. Я пришла к их директору и спросила, могу ли присоединиться к ним, чтобы узнать что-то новое. Он согласился. Отец, конечно, был не очень счастлив, что я ушла от мистера Баланчина. И в Harkness Ballet я встретила Ноймайера.

- Говорят, детские впечатления - самые яркие. Каким из вашего детства помнится Баланчин?


- Одно из первых воспоминаний - он и Стравинский около фортепиано, очень долго разговаривают. Они очень серьезны, и я никак не могу понять, что они так долго обсуждают. Другое воспоминание - обеды, которые устраивал господин Баланчин. Он очень любил готовить и потом приглашал родителей, а они брали с собой меня. Они длились бесконечно! Еще одной его любовью были кошки.

- А каким Баланчин был в репетиционном зале?


- В его студии, мне казалось, всегда было очень тихо и очень мило. Ничего громкого.

- Ученики его боялись? -


- Я думаю, да. Он прохаживался по студии и вдруг говорил: "Ты мне нравишься, ты в труппе". И никто никогда не знал, когда к нему подойдут. Или не подойдут. Из-за этого всегда было такое волнение! Но для меня мистер Баланчин был другом моего отца и я его воспринимала как человека, который приглашал нас на обеды.

- Баланчин в классе и дома - это разные люди?


- По крайней мере, для меня - нет. Он всегда был дружелюбен со мной.

- С вашим отцом, со Стравинским он говорил по-русски?


- Да, кроме тех случаев, когда они вместе были в студии с другими танцовщиками. С раннего возраста я помню Владимирова, Дубровскую (ведущих танцовщиков труппы Дягилева "Русский балет" - Ред.) - все они были вместе с Баланчиным, с отцом, и между собой всегда говорили по-русски.

- А поддерживались в этом кругу русские традиции?


- О, да, конечно. Мистер Баланчин очень любил американцев, но жил так, как было традиционно заведено в России. И в своей школе, в труппе хотел, чтобы сам стиль преподавания был русским - очень строгим.

- Как вы считаете, что придал русской школе Баланчин, как он ее модернизировал?


- Он не создавал какой-то стиль, он просто всё увеличивал: всё было больше, линии были длиннее. Ему нравилось, когда высокие женщины быстро двигаются, их длинные линии. Поэтому мистер Баланчин любил американок.

- Для Баланчина любимый тип женщины и тип балерины - одно и то же?


- Он снимал фильмы, ставил на Бродвее, но на самом деле практически всю свою жизнь провел в студии со своими танцовщицами и дома, наслаждаясь приготовлением блюд. И его любовь к женщинам - это любовь к тем женщинам, которых он встретил в студии.

- Баланчин говорил, что его балеты умрут вместе с ним. Вы не считаете, что нарушаете его волю, продолжая их воспроизводить?


- Когда уходит человек, естественно, все меняется. Так и должно происходить. Фонд Баланчина делает много фильмов, снимает людей, работавших с господином Баланчиным, которые объясняют, как это должно быть. Они делают все возможное, чтобы сохранить его балеты такими, какими они были при нем. Но когда работаешь в студии с хореографом, создаешь какую-то роль, возникает определенная энергия между тобой и постановщиком. В результате этого появляются новые идеи, вносятся изменения. В этом - жизнь. Но если хореограф исчезает хоть на один день, эта энергия отключается. А с течением времени все меняется. У создания есть определенный эффект, есть определенное последействие, и мы не можем это контролировать.

- Тем не менее, на всех постановках, выпущенных под эгидой Фонда Баланчина, указывается, что они выполнены в соответствии со стандартами стиля и техники Баланчина. Как отличить его оригинальный стиль от чужеродных введений?


- Многое идет от того, что в балетах Баланчина не было всех этих историй, как у Петипа. У него внутри спектакля не было сюжета, это просто танец. И эмоции идут от самого танца. В этом главное отличие. Но есть очевидные вещи. У Петипа арабески, например, были квадратные. Баланчин их изменил: он разрешил открыть в арабеске бедра. Вот какой должен быть арабеск в балетах Баланчина. Очень много встроено в саму хореографию: например, плечи должны быть ан фас, а ноги уже croisee. Вы просто выполняете это, и тогда это Баланчин. Всё достаточно просто.

- Что касается Фонда Баланчина, по какому принципу распределяется, кто и что имеет право воспроизводить?


- Право на некоторые балеты записано в завещании Баланчина. Что касается остальных спектаклей, то это происходит совершенно естественно. Есть круг людей, которые были близки к мистеру Баланчину. Каждый из них очень хорошо знал круг каких-то спектаклей и, соответственно, когда Баланчин умер, тот, кто был ближе к конкретному балету, тот его и ставил. Например, когда у моего отца была своя труппа, он спрашивал господина Баланчина, можно ли ему использовать солистов New York City Ballet, если они свободны, и некоторые спектакли. Так случилось и с па де де "Сильвия". Оно изначально было поставлено для моего отца, и Баланчин сказал: "Можешь оставить его себе". Соответственно, сначала отец поставил его у себя в труппе, потом для других компаний. И с самого раннего возраста я ездила с отцом, танцевала это па де де, а позже начала вместе с ним ставить. Если в какой-то труппе меня просят поставить еще какой-нибудь балет мистера Баланчина, для меня это большая честь. Но в основном я фокусируюсь на тех спектаклях, с которыми выросла и которые были отданы моей семье.

Газета "Большой театр", 2004, № 4, февраль.

 

Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

 

ВернутьсяВернуться

ВверхВверх

 

Сайт управляется системой uCoz