Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

ВернутьсяВернуться

 

Не конкурент
" Фауст" Николая Боярчикова в программе "Золотой маски"

За два дня до оглашения результатов фестиваля "Золотая маска" конкурс классического балета лишился последней интриги: "Фауст" Николая Боярчикова, показанный Санкт-Петербургским театром оперы и балета имени Мусоргского, составить конкуренцию Мариинским "Драгоценностям" наверняка не сможет ("Послеполуденный отдых фавна" Большого театра числится в номинантах символически - восьмиминутную короткометражку в России до сих пор за "полноценный" спектакль не признают).
Новый балет Боярчикова в Москве ждали: у этого хореографа репутация интеллектуала и философа, которого волнуют не только отвлеченные эстетические категории, - он успешно переселил на балетную сцену героев "Пиковой дамы" и "Ромео и Джульетты", "Макбета" и "Женитьбы", "Тихого Дона" и "Петербурга". В семидесятых-восьмидесятых Боярчиков был одним из лидеров советского балетного авангарда, развивавшим традиции своих учителей - Федора Лопухова, Игоря Бельского, Юрия Григоровича.
Тогда же, в годы махрового советского застоя, хореограф начал работать над "Фаустом". Процесс реинкарнации Гете в Боярчикове длился полтора десятилетия. За это время рухнула социалистическая система, сменились несколько поколений танцовщиков, репертуарная политика театра - и вкусы. Философскому многословию и лексической незамысловатости теперь предпочитают виртуозное хореографическое мастерство и лаконизм. Трехчасовой спектакль с одним антрактом воспринимается в наше время как пытка балетом, сочетание фонограммных синтезаторов и живого оркестра (музыку специально для спектакля Боярчикова сочинил Шандор Каллош) режет слух, а сочетание сукна, звездного неба и оголенных софитов (сценография Романа Иванова) выглядит банальным. Хореограф тоже оказался законсервированным в прошлом веке. Взрывы чувственности по-прежнему обозначаются алым плащом, в который бесконечно пеленает Черный пудель Фауста, а спасение души Маргариты - сброшенной прямо с небес веревочной лестницей. Монологи Фауста, похожие на вариации всех классических принцев вместе взятых, слеплены по беспроигрышным рецептам - "арабеск, жете, пируэт". И лирическая страстность, и порочное вакхическое исступление обозначаются одинаковыми поддержками, изъятыми еще из лексикона "Ромео и Джульетты" Лавровского.
Выставленный на всеобщее обозрение провал одного из лучших хореографов конца прошлого века обозначил на этот раз крушение целой эстетики - эстетики отечественного многоактного сюжетного балета. А в контексте нынешней "Золотой маски", в которой балет Боярчикова конкурировал только со спектаклями давно скончавшихся классиков Джорджа Баланчина и Джерома Роббинса, - это констатация факта, что профессия хореографа в российском классическом балете сегодня вымерла.

"Ведомости", 2001, № 62, 9 апреля.

 

Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

 

ВернутьсяВернуться

ВверхВверх

 

Сайт управляется системой uCoz