Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

ВернутьсяВернуться

 

Звезды в тени аутсайдеров
Завершился международный балетный фестиваль "Grand pas"

Концертом на сцене театра "Новая опера" завершился Московский международный фестиваль балета "Grand pas". Приставка "гала" объяснялась только его почти четырехчасовой продолжительностью. Подлинных звезд мирового балета в последний вечер удалось насчитать ровно три: Диана Вишнева и Фарух Рузиматов станцевали хорошо знакомый фрагмент из "Бакти", Андрей Уваров (в паре с Ириной Сурневой) - свое коронное па де де из "Спящей красавицы". Чтобы не ослепить отвыкшие от блеска глаза зрителей, и они светили корректно и ровно.
Этот фестиваль, прошедший под патронажем проекта "Лицо России", вообще из девятидневного марафона супер-звезд по ходу перестроился в гонку с препятствиями: прямо по ходу дистанции с трассы слетели Джулия Кент - красавица-звезда из АВТ (American Ballet Theatre), юная надежда Королевского балета Великобритании румынка Алина-Жоржетта Кожокару и целая команда великих этуалей парижской Opera: Элизабет Платель, Моник Лудьер, Изабель Герен, Манюэль Легри, Летиция Пюжоль. Под вопросом до самого выхода на сцену было участие двух премьеров Большого - Андрея Уварова, Николая Цискаридзе и мариинского бриллианта Дианы Вишневой. Освободившиеся места срочно заполняли танцовщиками более доступными, чей звездный статус был поставлен под сомнение уже тем, что их имена никогда раньше до Москвы не долетали.
Тем не менее, фестиваль состоялся, залы не травмировали артистов зияющими пустотами, а московский балетный лексикон пополнился несколькими сложно произносимыми иностранными фамилиями. Гедиминас Таранда, руководитель "Имперского русского балета", на базе которого состоялся фестиваль "Grand pas", в очередной раз подтвердил репутацию человека, хотя и не особо щепетильно выполняющего обещания, но тонко чувствующего запросы публики. А московская публика, уже привыкшая к громким одноразовым акциям и слегка объевшаяся гала "бриллиантов мирового балета", на которых в двухминутной вариации и не разглядишь достоинств заезжих знаменитостей, жаждет почувствовать себя причастной мировой элите, в золоченых мягких креслах со смаком обсуждающей достоинства балерины Х или танцовщика Y.
"Grand pas" ненавязчиво постулировал еще одну истину, к которой мы в Москве давно не можем привыкнуть: границы балетных метрополий и провинций давно сместились. Балетный мир устроен по иному принципу, чем оперный, он не составляет единого мирового пространства. И это дает ему возможность сохранять стилистическое разнообразие. Как бы ни были прекрасны в "Жизели" в последний момент заменившие Вишневу и Легри звезды Большого Надежда Грачева и Андрей Уваров, спектакль был не менее поучителен и в другом составе, когда танцевали Лиза-Мари Каллум, представляющая Баварский балет, и киевлянин Денис Матвиенко. О балерине до ее московского дебюта не знали ничего, включая правильное воспроизведение с латиницы фамилии. После первого выхода Каллум - в па де де из "Спящей красавице" - казалось, что знать и не стоит. Однако ее недаром выбрала для мастер-классов по "Манон" Антуанетт Сибли, а к дебюту в "Укрощении строптивой" готовила Марсия Хайде: прикрыв длинным тюником вздутые мышцы атлетки, Каллум оказалась образцовой актрисой драмбалета, со смаком артикулирующей переходы из одного психологического состояния в другое и точно в прописях четко воспроизводящей хореографический текст. По сравнению с родной отечественной версией, он непривычно насыщен - там, где наши балерины позволяют себе "романтическую" кашу, Каллум, без нажима на виртуозности, разрисовывает контур маленькими прыжочками, батманчиками и прочими удовольствиями для глаз. Рядом с ее мастерством впечатляющие прыжки, чистейшие позиции и бесчисленные вращения Альберта-Дениса Матвиенко выглядели наскальной живописью вблизи Боттичелли. А наивно-вульгарные страдания в духе "Бахчисарайского фонтана" объяснили без ссылок на закулисные обстоятельства, почему обладатель гран при трех международных конкурсов сначала не был принят в Большой, а потом всего на год задержался в Мариинском театре. Конкурсные победы вообще перестали быть гарантом качества с тех пор, как ими обзавелась каждая деревня. Однако золото, добытое в Париже, все еще сохраняет номинал, что подтвердила Джу Янг Ким - представительница Нидерландов, до нынешнего сезона бывшая прима-балериной Национального балета Кореи. Ей досталась самая сложная на этом фесте задача - с одной репетиции вписаться в бестолковый и аляповатый "имперский" "Щелкунчик", составляющий гремучую смесь из классического Вайнонена, фантазий Гедиминаса Таранды и забредших в спектакль по воле партнера Николая Цискаридзе, и найти общий язык со звездой Большого театра. Со всеми проблемами, несмотря на юный возраст, Джи Янг Ким справилась: не мудрствуя лукаво, была естественна и обаятельна в игровых сценах, смело шла на опасные для здоровья поддержки и играючи воспроизвела зубодробильный текст вариации, сочиненный Григоровичем для золотых ног Максимовой и давно уже не исполняющийся адекватно. Можно было сказать, что танцевала, как следует выпускнице петербургской Академии имени Вагановой.
Но, как показал фестиваль, так теперь вообще принято танцевать в Европе и Азии. Ради того, чтобы понять это, и нужен был фест, тем более что на фоне расхлябанных-разболтанных спектаклей "Имперского русского балета" достоинства любого профессионала вырастают в геометрической прогрессии. Остается надеяться, что до следующего года для международного балетного фестиваля в Москве найдутся более заботливые руки.

"Ведомости", 2002, № 168, 18 сентября.

 

Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

 

ВернутьсяВернуться

ВверхВверх

 

Сайт управляется системой uCoz