Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

ВернутьсяВернуться

 

Балетные звезды в тени Гамбурга
Триумф Нижинского на фестивале современного балета

Hamburger Ballett-Tage (Гамбургские балетные дни) - под этим незамысловатым названием скрывается ежегодный фестиваль Джона Ноймайера. Попасть на его новый балет - все равно что украсить собственные мемуары рассказом о премьере "Спящей красавицы" Мариуса Петипа или о штурме Большого перед первым представлением "Спартака" Юрия Григоровича.
Имя 58-летнего Ноймайера привлекает в промозглый город под свинцовым балтийским небом балетоманов со всех концов мира. За тридцать лет он превратил заштатный Гамбургский балет во всемирно известный авторский театр.
К зданию Штаатсопер из стекла и бетона публика подкатывает на велосипедах и самокатах. Удивленно-осуждающе оглядывается на мокнущих под дождем людей с плакатиками "Требуется билет". Четырехъярусный зрительный зал всегда полон. Что такое забит до отказа, в Гамбурге не знают: здесь нет системы борьбы за ступеньки, пристраиваний в ложах и свисаний с люстры. Но многолетняя закалка, пройденная в Большом и Мариинском театрах, позволяет безбилетному русскому зрителю просочиться на любой аншлаговый спектакль.
Программа Hamburger Ballett-Tage на первый взгляд кажется хаотичной. В ней представлены и постановки двадцатилетней давности, уже ставшие классикой, и мировые премьеры. Ноймайера занимают не умозрительные фестивальные концепции, а постановка балетов. Ежегодно он создает два-три, а порой и четыре новых спектакля. Диапазон его интересов безграничен, и потому "иметь у себя Ноймайера" хотят все респектабельные балетные труппы мира (уже несколько лет за обладание этим правом борется Мариинский театр).
В этом году многоактные повествовательные спектакли были представлены на фестивале "Сном в летнюю ночь" (1977) и "Историей Золушки" (1992); "Иллюзии "Лебединого озера" (1976), четверть века назад казавшиеся революционно смелыми, иллюстрировали излюбленную хореографом игру с классикой; страсть Ноймайера к Малеру, вылившуюся в два десятка балетов на его музыку, исчерпывающе демонстрировала "Третья симфония" (1975); "Мессия" - премьера этого сезона - представлял религиозно-ораториальные спектакли, а "Нижинский", впервые показанный на нынешних Balett-Tage, - жанр балета-биографии.
Поклонники считают Ноймайера философом, недоброжелатели обвиняют в зауми. Со своих героев - Отелло и Гамлета, Людвига Баварского и Тристана, Золушки и Иосифа Прекрасного - он снимает исторические костюмы. Не для того, чтобы превратить их в порожденных ХХ веком неврастеников: в нем нет тяжеловесной повествовательности Макмиллана, дионисийского неистовства Бежара, трагической безысходности Эка, конструктивистских наворотов Форсайта. Спектакли Ноймайера населены мифами.
Главный из них - Нижинский, звезда дягилевских "Русских сезонов", ставший символом балетного искусства и в 25 лет ушедший в безумие. Миф Нижинского, как фантом, преследует Ноймайера всю жизнь. Двадцать лет назад он посвятил ему балет "Вацлав" на музыку Баха. Потом сделал собственные версии "Петрушки", "Видения розы", "Шехеразады", "Жар-птицы", "Весны священной", "Послеполуденного отдыха фавна". В этом году его богатейшее собрание документов, афиш, рисунков, скульптур, редких фотографий, связанных с судьбой Нижинского, было выставлено в городском Музее искусств и ремесел.
Нижинский стал героем заключительного фестивального гала-концерта. Гвоздем программы стал 15-минутный балет "Игры". В век Гогена и Матисса этот спектакль в постановке Нижинского шокировал парижскую публику: в нем царили не сильфиды и одалиски, а теннисисты, не соблюдавшие чинных балетных позиций и не вертевшие большие пируэты. С той поры "Игры" были похоронены и вернулись на сцену лишь несколько лет назад благодаря Милисен Ходсон. Она реконструировала балет для Королевского балета Великобритании, который и привез его в Гамбург. Однако, все бриллианты и бархат Гамбурга, собрались в Штаатсопер не за этим. Гала собрал мировых супер звезд: Дарси Бассел, Ирека Мухамедова, Владимира Малахова. Но их выступления ушли в тень легендарных "Игр".

"Ведомости", 2000, № 138, 2 августа.

 

Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

 

ВернутьсяВернуться

ВверхВверх

 

Сайт управляется системой uCoz