Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

ВернутьсяВернуться

 

Не в том формате
показал Сильви Гиллем Королевский балет

С.ГиллемКоролевский балет Великобритании открыл свой петербургский сезон на фестивале "Звезды белых ночей". Сильно опустевший после второго отделения зал Мариинки рапортовал, что в тридцатиградусную жару народ кинул свои дачи исключительно ради того, чтобы собственными глазами взглянуть на Сильви Гиллем. 38-летнюю французскую суперзвезду демонстрировали в "Маргарите и Армане".
Но свой главный козырь англичане утрамбовали между "Les Scenes de ballet" Фредерика Эштона и "Песней о земле" Кеннета Макмиллана. В России этих хореографов знают как почтенных старцев, чьи многоактные и многословные спектакли - воплощение английской респектабельности, хорошего вкуса, уважения к литературе и полного отсутствия чувства времени: в прошлом году "Тщетной предосторожностью" Эштона обзавелся Большой, а в Мариинском театре идет "Манон" Макмиллана.
Движимые миссионерскими чувствами, в первый вечер организаторы гастролей попытались стереть знакомые черты со своих классиков. Макмиллановская "Песне о земле" на музыку вокального цикла Малера оказалась тем удобрением почвы симфонического танца, на котором позже взойдет талант Джона Ноймайера. Мобильные "Les Scenes de ballet" (это традиционное франкоязычное название почему-то решили перевести на русский) Эштона производства 1948 г. - явный отклик на "Le Palais de Crystal", созданный Баланчиным для парижской Opera годом раньше: на месте Стравинский, простые голубые пачки, силуэт ренессансного палаццо и балерина, энергией своих ног призванная соперничать с электростанцией.
На долю Гиллем достался еще один спектакль Эштона - "Маргарита и Арман". Этот балет 40-летней выдержки, вдохновленный идеальным партнерством Марго Фонтейн и Рудольфа Нуреева, - квинтэссенция английской хореодрамы, превыше всего ценящей артистический драматизм и породистость манер. В получасовой спектакль уместились туберкулезный кашель, летящие в лицо пачки денег, балы, драпировки, кринолины, взволнованная, но лишенная шопеновской меланхолии музыка (в основе - соната си-минор для фортепиано Листа) - все то, что ассоциируется с оперной "Травиатой".
Поставленный как четыре объяснения Маргариты и Армана (знакомство, деревенская идиллия, объяснение на балу и болезнь Маргариты), балет Эштона почти не отпускает главных героев со сцены. Однако хореограф создавал его как бенефис 44-летней Фонтейн и 25-летнего Нуреева. Невероятным соединением силовой советской выучки, чистоты датской школы и английской кантилены блистал юный танцовщик. Фонтейн, переживавшая критический для классической примы возраст, пленяла тем, что на языке балетных виртуозов презрительно называется "кружевами" - и что никто за эти 40 лет не научился делать лучше нее.
Поэтому разглядеть в "Маргарите и Армане" Сильви Гиллем, даже когда она лежит во весь свой двухметровый рост на кушетке, содрогаясь от кашля, не просто. По балетному небосклону конца ХХ века она пронеслась словно тайфун: Гиллем не просто трансформировала каноны исполнения Жизели или Раймонды - она взломала само представление о балерине как о существе из потустороннего мира, вещающем о каких-то неведомых и неслыханных зовах неба. Соединив в себе новый взгляд на классический танец и уникальные физические возможности, Гиллем также изменила представления о балете, как до нее Тальони, Павлова, Семенова и Плисецкая.
Но в "Маргарите и Армане" от исполнительницы требуются не взрывы традиций, а их почитание. Полутона и недоговоренность, которых нет в вулканическом характере этой танцовщицы. По камерным сценам эштоновского балета она мчится на экспрессии Матса Эка, словно Шумахер на "Запорожце". Сам волевой облик этой женщины, которая вдохновила Бежара на спектакль "Сиси - королева-анархистка", кажется нелепым в сочетании с рюшами, оборками, локонами, цветочками на груди и на макушке. По "Маргарите и Арману" можно составить представление о роскошных рыжих волосах балерины, которые она распускает в финальной сцене, но не о масштабе ее таланта. Наблюдая эти гонки по бездорожью, рядом с которыми в тень уходит даже партнер - Николя Ле Риш, этуаль парижской Opera и один из лучших танцовщиков современности, понимаешь, что в потоке балетных звезд, которые ежегодно наполняют Россию, самую главную мы все-таки упустили.

"Ведомости", 2003, июль.

 

Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

 

ВернутьсяВернуться

ВверхВверх

 

Сайт управляется системой uCoz