Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

ВернутьсяВернуться

 

Варяг
Балетный мир отметил 50-летие Александра Годунова

А.ГодуновАлександр Годунов был рожден для того, чтобы многое свершить. Казалось, судьба сама хотела этого и во всем шла навстречу. Ему никогда не приходилось доказывать своего права на балетный трон. Высоченный белокурый красавец с безупречной фигурой и великолепными профессиональными данными, он не знал мучений своего одноклассника по Рижскому хореографическому училищу Михаила Барышникова. Провинциал, жаждавший достичь высот в классическом танце, Годунов в 18 лет оказался в Москве. Сначала - в концертном ансамбле "Молодой балет", три года спустя - в Большом театре. Там в "звездном классе" Асафа Мессерера в то время делали экзерсисы Владимир Васильев, Марис Лиепа, Михаил Лавровский, Юрий Владимиров, Александр Богатырев, Вячеслав Гордеев. Годунов попал в эту компанию как равный. Его дебютом был принц Зигфрид в "Лебедином озере".
Им восхищались. Его обожали. Писали о каждой новой его партии (а их за восемь лет работы в Большом было 15). И не понимали. У Годунова был еще один - проклятый - дар: он везде и всегда оставался самим собой. Одиноким, закрытым, непонятным. Варягом.
Впрочем, в Большом театре он нашел родственную душу - выдающегося танцовщика Алексея Ермолаева, блистательного Тибальда в хрестоматийном балете Леонида Лавровского "Ромео и Джульетта". Все то, что не свершил на сцене Ермолаев, из-за травмы рано переставший танцевать классику, он воплощал в своем ученике Годунове, которого находили фантастически похожим на молодого Ермолаева. На их репетициях рождались безупречно воспитанные, но сумрачные принцы, носившие в своей душе все бури ХХ века. Там же выковывались пластически заостренные, трагические и беззащитные герои балетов Юрия Григоровича - Спартак и Иван Грозный. Обретал жизнь Хозе - не знавший покоя, метавшийся в поисках опоры, находивший ее - иллюзорную, призрачную - в Кармен Майи Плисецкой. И не прощавший ей этого самообмана.
В 1975 году Алексея Николаевича не стало. Годунов опять остался один. На сцене Большого театра он станцевал еще в одном спектакле Григоровича - "Ромео и Джульетте", где именно на его взрывной темперамент была поставлена партия Тибальда. В 1979 году Александр Годунов не вернулся из гастролей в США.
Но и там он оказался лишь варягом. Чужим. В нем не было упоительного обаяния Барышникова и его же деловой хватки. Он не умел бороться с обстоятельствами. И оказался единственным из "великих балетных эмигрантов", для которого бегство из Советского Союза превратилось в драму несвершенности, трагической невысказанности. Годунов работал в крупнейшем балетном театре Америки - АВТ. Но через два года вынужден был уйти оттуда. Ездил по миру с компанией "Годунов и друзья", имя работало на него. Но ничего, способного встать вровень со Спартаком и Тибальдом, не было. И Годунов, считавший, что "мир - для того, чтобы танцевать в нем" (именно так назывался снятый в 1983 году фильм о танцовщике), оставил балет.
Но без сцены он жить не мог. И спасти его не могли даже съемки в кино, продолжившие опыт причудливого советского фильма "31 июня", в котором Годунов играл себя - современного человека с душой менестреля, занесенного в средневековые замки. Он умер в Лос-Анджелесе в возрасте 45 лет от сердечной недостаточности.

"Ведомости", 1999, № 60, 30 ноября.

 

Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

 

ВернутьсяВернуться

ВверхВверх

 

Сайт управляется системой uCoz