Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

ВернутьсяВернуться

 

Метаморфозы Мариинского балета

"Жар-птица"Проездом из Гонконга в Петербург в Москве выступил балет Мариинского театра. Поводом задержать на день труппу стала презентация недавно выпущенного на фирме "Decca" DVD известного фильма "Возвращение Жар-птицы" - киноварианта трех балетов Михаила Фокина, реконструированных внучкой хореографа Изабель и Андрисом Лиепой. На сцене Кремлевского Дворца были показаны "Шехеразада" и "Жар-птица".
Несмотря на то, что все рекламы твердили "впервые в Москве", все сколь-нибудь следящие за балетными событиями москвичи за десять лет существования проекта могли выучить оба спектакля наизусть - в 1993 году они были показаны в Большом труппой, снимавшейся в фильме, а "Шехеразада" вообще стала хитом репертуара, неизменно всплывая на гала-концертах Благотворительного фонда имени Мариса Лиепы то в исполнении Латвийской Национальной Оперы, то "Имперского русского балета". Поэтому смысла нет вновь расписывать спектакль, напоминающий кондитерские шедевры "Большевички", и твердить, что научное слово "реконструкция" не имеет отношения к этой постановке.
Однако в исполнении труппы Мариинского театра, для которой в 1992 году и был осуществлен проект, Москва увидела "Шехеразаду" и "Жар-птицу" действительно впервые. И оказалось, что в Петербурге этот преувеличенно помпезный (художники - Анна и Анатолий Нежные) и лже-классический вечер, подаваемый на зарубежных гастролях как национальная экзотика, обрел цельность образцового российского балетного продукта 90-х. А преувеличенные страсти Юлии Махалиной и Фаруха Рузиматова, почти неизменно солировавших в московских "Шехеразадах", передаваемые томными изгибами бедер, эксцентричными сломами в спине, почти утратившими сходство с академическими renverses, змеиными движениями рук вместо растительных port de bras, бешеными вращениями вместо точных пируэтов, содрогающимися от рыданий телами, раздуваемыми ноздрями и испепеляющими взглядами, оказались наилучшим воплощением этого стиля.
Несмотря на блестящее мастерство Махалиной и Рузиматова, время изобразительной избыточности на исходе. Вариант ее трансформации в тот же вечер продемонстрировала "Жар-птица" с Ирмой Ниорадзе. Она всего на несколько лет младше Махалиной и Рузиматова, но ее выступление в фокинском балете сформулировало, чем отличаются балерины, выросшие в советском театре-музее от балерин, воспитанных в последние десять лет на международном репертуаре. В "Жар-птице" грузинский темперамент Ниорадзе уравновешен точностью артикуляции хореографического текста, экзальтированная мимика - идеальным контролем над эмоциями, пластическая щедрость - академичностью манеры. Ее неправдоподобно разрисованные глаза мечут молнии, но руки, воспроизводя рисунок нервных порывов птицы, не позволяют линиям рваться, а ноги четко выписывают классические арабески и jetes.
Андрис Лиепа, неоднократно заклейменный за антинаучную реконструкцию, благодаря нынешним гастролям петербуржцев частично восстановил свою репутацию. Соединив в одном вечере два старших поколения танцовщиков и укрепив их выступлением совсем молодой Яны Серебряковой, сумевшей тонко прорисовать особенности стиля "Шехеразады" (в ней она выступила в партии Одалиски) и "Жар-птицы" (Царевна-Ненеглядная краса), Мариинский театр продемонстрировал, что для современного балета фокинские спектакли образца 1990-х памятник не менее значимый, чем недавно вернувшийся к жизни "Петрушка" в версии 1920 года.

"Ведомости", 2002, № 224, 9 декабря.

 

Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

 

ВернутьсяВернуться

ВверхВверх

 

Сайт управляется системой uCoz