Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

ВернутьсяВернуться

 

Триумфатор

М.ЛиепаТрагические обстоятельства ухода из Большого театра и преждеременная смерть почти неузнаваемо скорректировали образ Мариса Лиепы за последнее десятилетие. Образ жертвы властей давно затмил образ танцовщика. Между тем, блестяще вписавшись в эпоху "золотого века" Большого балета, он создал собственную эпоху - эпоху Лиепы.
Он пришел в Большой в 1960-м. Это было время расцвета Николая Фадеечева, дебютов Владимира Васильева, Михаила Лавровского, Юрия Владимирова. Карьера Лиепы не была столь предначертанной и прямолинейной, как у большинства сверстников: для рижанина, даже блестяще окончившего Московское хореографическое училище по классу Николая Тарасова, шансов попасть в "главный театр страны" не было. Он укреплял национальные кадры в Рижском театре оперы и балета, танцевал ведущие партии в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. И только пять лет спустя осуществил свою детскую мечту - вышел на сцену Большого театра Принцем в "Лебедином озере".
На московскую сцену Лиепа принес неведомый здесь ранее тип танцовщика-интеллектуала. Интеллектуала не в том понимании, что, стерев грим, он рассуждал о Джойсе или Дос Пассосе. Москвичам, которые испокон века главным достоинством считали лавину чувств, от которой мог бы захлебнуться четырехъярусный зал, он противопоставил рассудочную точность в выстроенности ролей. Традиционному московскому театру переживания он противопоставил театр представления. Аристократов на этой сцене уже видели, интеллектуалов - нет. Недаром даже репортажные фотографии с репетиций, так любящие фиксировать красивость балетного пота и созидательный порыв танца, на Лиепе спотыкались - и чаще всего запечатлевали его в статичный момент обдумывания роли. Стиль Лиепы в Большом ценили. Он осваивал одну за другой партии балетных принцев и героев: Альберт в "Жизели", Принц Дезире в "Спящей красавице", Юноша в "Шопениане", Ромео, Видение Розы. Был партнером лучших балерин театра - Плисецкой, Бессмертновой, Максимовой. Исправно получал звания и награды, нес свет русского балета в зарубежные массы. И оставался чужим для собственного театра. В Москве на Лиепу продолжали ходить, как на латышское кино - непонятное, но влекущее "не нашей", западной жизнью.
Необходимая консистенция интеллекта, стиля, воодушевления была найдена почти случайно: на одной из рядовых постановочных репетиций "Спартака" Лиепу - потенциального героя в третьем составе - попросили "походить" за Красса. Эта репетиция изменила судьбу Лиепы. С той поры на протяжении десятилетия Лиепе удавалось всё, за что он брался. В Большом он создал себе имидж победителя, рифмовавшийся с его "Триумфом Рима", оживавшим на сцене в "Спартаке".
После "Спартака" были мировое признание, еще десятки ролей - интересных, но не встававших в один ряд с Крассом, еще сотни гастролей, съёмки в телевизионных фильмах, работа хореографа и педагога. Оказавшись вне Большого театра, Лиепа еще долго хранил образ победителя, отчаянно цеплялся за продолжение творческой жизни. Но Красс уже пророчески пережил на сцене непоправимость опустошения после великого триумфа, а в мемуарах появилась строчка о любимом сценическом образе: "... я отдал ему больше, чем артист вообще в праве отдать своему герою".

Газета "Культура",№ 29, 2 августа 2001 г.

 

Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

 

ВернутьсяВернуться

ВверхВверх

 

Сайт управляется системой uCoz