Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

ВернутьсяВернуться

 

Мариинский балет в поисках новой Лопаткиной

"Дон Кихот"Мариинский балет, опьяненный успехом Ульяны Лопаткиной и Дианы Вишнёвой, в каждом выпускнике Вагановской Академии, способном устоять в двух пируэтах, пытается обнаружить вундеркинда. Ударно завершая 217-й театральный сезон в родном Петербурге, в отсутствии "звезд", устроивших антракт между нескончаемыми зарубежными гастролями, на штурм высот бросились амбициозные мальчики и девочки, претендующие на место в премьерской гримерке. Эпидемия вводов началась во время выступлений на XXVI Ballett-Tage в Гамбурге.
В Гамбурге ждали Лопаткину, Асылмуратову и Зеленского. Насладившись Владимиром Малаховым и Королевским балетом Великобритании во главе с Дарси Бассел и Иреком Мухамедовым, предвкушали прославленных мариинских world stars. Незнакомые фамилии дебютантов, не обозначенные в афише, перед началом спектаклей местные балетоманы артикулировали с недоумением. Выписанная из Уфы прима и лауреат международных конкурсов Наталия Сологуб вдали от невских берегов, не признающих ее королевского происхождения, тщетно пыталась приручить незамысловатую сложность "Видения Розы". В легендарной роли Вацлава Нижинского выступил Игорь Колб. Дурманящий аромат бутона розы он оставил за скобками. Взамен были предложены: манерная томность лилии, простодушие ромашки, самолюбование нарцисса. Публика впала в экстаз от впечатляющего прыжка, точеных пируэтов и стоп с щегольским подъемом.
Яна Серебрякова, нежданно пробившаяся из плотных слоев кордебалета к главной партии в "Шехеразаде, высоко нравственным поведением усыпила даже Фаруха Рузиматова, напрасно пытавшегося поддержать тлеющие чувства в своем Золотом Рабе. Институтка, впервые попавшая на бал в мужскую гимназию, меньше всего напоминала героиню "Тысячи и одной ночи".
Непревзойденной вершиной гастрольной программы стала "Шопениана", идеально стильно исполненная кордебалетом и солистами во главе с Жанной Аюповой. Представить, что несколько дней спустя эта же балерина потерпит сокрушительное поражение от "Раймонды", было невозможно. Она легко вычертила шесть сложнейших вариаций, придуманных для героини неистощимым Петипа. Но это была принцесса Аврора - та самая, без которой никнет сейчас роскошный сад мариинской "Спящей красавицы". От высокомерной и величественной Раймонды, высекающей ногами чеканные пассажи, в ней не было ничего.
Героиня на этот раз оказалась среди подруг: Дарья Павленко в неторопливых темпах вариации Генриетты излучала аристократическую гордость и покой средневековой дамы. Но ее дебют в роли Раймонды, ожидавшийся с особым интересом после слухов о лондонских успехах танцовщицы в "Лебедином озере" и "Бриллиантах", отложен до следующего сезона.
В рыцари из сна Жанне Аюповой выдали Илью Кузнецова. За пять лет он успел преодолеть дистанцию от дебютанта с великолепными данными до рядовой "вешалки для балерины". Копна его белокурых кудрей идеально соответствовала образу средневекового рыцаря в тяжелой кольчуге. Но блеск единственной вариации Жана де Бриена был размазан финальной кляксой - тремя скомканными пируэтами. Мужское первенство в спектакле сместилось к Трубадуру - Рубену Бобовникову, легко покорявшему технические вершины виртуозной коды.
На вакантное место рядом с Рузиматовым и Зеленским прочат сейчас 20-летнего Антона Корсакова. За два сезона он станцевал III часть "Симфонии до мажор", Голубую птицу и Принца Дезире в "Спящей красавице", и наконец добрался до Базиля в "Дон Кихоте". Но здесь смог предъявить лишь безусловно высокий и легкий прыжок. Все остальные достоинства оказались тщательно замаскированными. Китри Эльвиры Тарасовой - не хватающей звезд с неба надежной профессионалки - показалась рядом с этим Базилем образцом искусства. Основа его - отточенное ремесло, когда пунктуально отмечен любой preparation, когда ноги-руки сами ищут идеальные позиции, а тело вымуштровано в строгом соответствии с иллюстрациями из вагановского учебника.
Светлана Захарова, став в 20 лет двукратной обладательницей "Золотой маски", вынуждена теперь каждой новой ролью оправдывать исключительность выданных авансов. В "Дон Кихоте" это сделать особенно сложно - партия Китри считается самой виртуозной в балеринском репертуаре. Легко разделавшись с ее техническими фиоритурами, играючи преодолев барьер фуэте, Захарова осталась благонравной отличницей, папенькиной дочкой, наверняка отпущенной на барселонскую площадь в сопровождении бонны.
В "Дон Кихоте" примерили на себя ответственную партию Уличной танцовщицы юные кордебалетные красавицы Ксения Дубровина и Виктория Кутепова. Как показал эксперимент, технический уровень мариинского кордебалета позволяет станцевать партию "заместительницы балерины" на крепкую четверку. А художественные изыски по-прежнему остаются на долю солисток.
Статус артистки кордебалета отбросила Софья Гумерова - одноклассница Дианы Вишнёвой по хореографическому училищу, разделившая с ней победу на международном конкурсе в Лозанне. Освоив партии Сильфиды, Уличной танцовщицы, Балерины в "Шотландской симфонии", Смерти в "Юноше и Смерти", она заставляла говорить лишь об исключительной красоте линий. После первого выступления в "Лебедином озере" результат был схожим. Но несколько дней спустя балерина явилась на черный бал Одиллии не злодейкой в красных перьях, а ожившей от пятилетнего сна красавицей. Даже осечки в пируэтах не способны были испортить для нее бала, а непредсказуемость фуэте превращали его в захватывающую авантюру.
В "Бахчисарайском фонтане", где тихо и нежно прожила небогатую танцами жизнь Мария Майи Думченко и в диком порыве пронесся Николай Зубковский, превративший второстепенную партию Нурали в главную, "засветилось" еще одно новое дарование Мариинского балета - год назад выпущенный из Вагановской Академии Дмитрий Семионов. Театр срочно востребовал его неокрепший талант. После выступления в партии Солора в "Баядерке" - случай в истории уникальный, - банальный набор па захаровской хореографии Семионов преодолел с шиком.
Самым интригующим оказался Вечер одноактных балетов, обычно не пользующийся ажиотажным спросом в театральных кассах.
В балете "Юноша и Смерть" выступил Вячеслав Самодуров, в последние полгода укрепляющий славу русского балета в Голландии. От неуверенного премьерного наброска, сделанного два года назад, не осталось и следа. Юноша расстался с последними следами премьерного благополучия. Именно теперь к нему должна была прийти непостижимая изматывающая Смерть-Ульяна Лопаткина. Вместо нее явилась Александра Иосифиди - обладательница внешности женщины-вамп и роскошных удлиненных линий, упростившая роль до бытового простодушия. Экзистенциальную драму о манящих объятиях смерти Самодуров разыграл в одиночестве.
Ирина Голуб за два года дотянулась от маленького лебедя до Кармен. С неожиданной для 20-летней танцовщицы решительностью она вступила в противостояние с замыслом Пети: вернула Кармен центральное положение в спектакле, испанское происхождение и гладкую балетную прическу. Это была Китри, каким-то шальным случаем закинутая в ХХ век. Виртуозность, техническая и актерская, с которой сделана роль, сделали дебют Ирины Голуб одним из событий сезона.
Диана Вишнёва и Фарух Рузиматов право на собственные рискованные интерпретации давно доказали. Их необъявленное в афише первое выступление в "Аполлоне" стало подарком для балетоманов, выдержавших июльский мариинский марафон. Рузиматов и не пытался изобразить бога Аполлона. Он блистательно станцевал самого себя: 37-летнего танцовщика с нервным лицом и нервным телом, утомленного международным признанием, но хранящего фирменную пластичность барса и имидж властителя душ. Вишнёва, одерживавшая победы в ослепительно-убийственных темпах "Симфонии до мажор", Па де де на музыку Чайковского и "Рубинов", смирила свой темперамент в строгом чистописании раннего Баланчина, чтобы стать избранницей Аполлона и приблизиться в финале балета к вершине Олимпа. Другим мариинским дебютантам этот маршрут еще предстоит освоить.

"Ведомости", 2000, № 143, 9 августа.

 

Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

 

ВернутьсяВернуться

ВверхВверх

 

Сайт управляется системой uCoz