Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

ВернутьсяВернуться

 

Город-герой Петербург
За месяц до начала фестиваля балетная программа уже наполовину пройдена

"Спящая красавица"Выбор в балетной номинации, как всегда, не велик. Отсутствуют даже Борис Эйфман и Евгений Панфилов, в течение пяти лет бесперебойно поставлявшие на "Маску" произведения, вызывавшие обширное разлитие желчи у столичных критиков. Скандал в благородном семействе на этот раз не предвидится: на главный приз претендуют академические монстры - московский Большой театр и петербургская Мариинка. Между ними затесался спектакль Красноярского театра оперы и балета "Кармина Бурана, или Колесо Фортуны" - мистерия для солистов, хора, оркестра и балета, созданная учеником Леонида Якобсона - петербуржцем Александром Полубенцевым, и лишь с большой натяжкой вписывающаяся в номинацию классического балета.
Большой театр, активно ищущий в последние годы новый имидж, в минувшем сезоне с сенсационным успехом открыл для себя Баланчина ("Блудный сын", поставленный в 1990-м и мгновенно выпавший из репертуара, и премьера 1997-го - "Моцартиана", в которой занято семь артистов труппы, - не в счет). Два изощренно сложных балета - пост-имперская роскошная "Симфония до мажор" и черно-белый конструктивистский "Агон" - были освоены кавалерийским наскоком - в течение месяца. Артисты лучились счастьем и благородным порывом проникнуться стилем прихотливых баланчинских изысков. Но премьерный лоск московского Баланчина за год несколько полинял: спектакль появился в афише сезона лишь пять раз, и даже в мартовской программе "Маски" он повторен не будет.
Мариинская "Спящая красавица" за то же время очнулась ото сна, поначалу казавшегося летаргическим. Красивая мечта об аутентичности, пробившаяся в наш балет благодаря танцовщику и хореографу Сергею Вихареву, поначалу не встретила единодушного восторга. Труппа Мариинского театра с явным неудовольствием переучивала огромный - четырехчасовой - спектакль, осваивала усложненные хореографические детали, отказываясь от эффектных трюков, смиряла себя неудобными музыкальными темпами и тяжелыми пышными костюмами. Теоретики тоже не верили в идею возвращения балета на сто лет назад. Сомнения вызывала и подлинность хранящихся в Гарвардской библиотеке записей, датированных началом нынешнего века (после революции их вывез на Запад режиссер Николай Сергеев, работавший с Петипа), и возможность воспроизведения старых технологий - от профессионально балетных до постановки света, кроя костюмов, изготовления сценических украшений.
Но на премьере реконструированная "Спящая красавица" изумила не только зрителей, но и своих принцев Дезире. Мариус Петипа - создатель высокодуховного балета, очищенного от бессмысленной роскоши и неподвластного вкусам придворного театра, - оказался трубадуром императорского театра, потрясающего своей барочной избыточностью. Скромный узор крестьянского вальса "Спящей красавицы" выводят 72 участника, превращая четыре элементарных движения классического танца из программы третьего класса в апофеоз классического танца.
В Петербурге перед жюри фестиваля (привезти такой балет в Москву оказалось невозможно) предстал спектакль, за год избавившийся и от мании величия, и от комплекса неполноценности. Кордебалет и корифеи с привычной петербургской сосредоточенностью четко "проговаривают" текст Петипа. Солисты демонстрируют разную степень любви к нему. Игорь Колб, впервые в фестивальном спектакле вышедший в партии Принца Дезире, осваивает шляпу и трость и демонстрирует потрясающей красоты стопы. Светлана Захарова, на премьере бойко задиравшая ноги за уши и раздиравшаяся в прыжках-шпагатах, стала похожа на барышню из хорошей семьи.
Алексей Ратманский после "Каприччио", "Прелестей маньеризма" и "Снов о Японии", поставленных для артистов Большого театра, превратился в самую желанную фигуру российского балета. Вечер его одноактных спектаклей для Мариинского театра - интеллектуально-шутливые игры "Поцелуй феи", "Средний дуэт" и "Поэма экстаза" - вскоре после премьеры был показан в Москве. Но в многочасовом концерте на сцене Кремлевского Дворце европейски изощренный танец без сюжетных излишеств утонул среди "Корсара", "Лебединого озера" и "Кармен". "Золотая маска" дает возможность оценить "концентрированного Ратманского". И провоцирует выставить по ранжиру, кто лучше: Петипа, Баланчин или Ратманский.

"Ведомости", 2000, № 34, 24 февраля.

 

Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

 

ВернутьсяВернуться

ВверхВверх

 

Сайт управляется системой uCoz