Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

ВернутьсяВернуться

 

Ты у меня есть
Дебют современного танца в программе "Золотой маски"

"Золотая маска"Мучения российского современного танца в программе фестиваля "Золотая маска" наконец-то завершились. В предыдущие годы его то пытались втиснуть в конкурс классического балета, то сослать в номинацию с невнятным названием "Новация". В этом году современный танец, он же contemporary dance, впервые получил официальный статус.
Еще каких-то семь лет назад современный танец на территории бывшего СССР был уделом маргиналов, в подвалах и школьных спортивных залах пытавшихся самовыразиться на странной смеси диалектов, отдаленно напоминавших танец. У боготворивших Курта Йосса, Марту Грэм и Пину Бауш отечественных интеллектуалов посконный модерн доморощенных терпсихор вызывал ужас. Гуманитарная помощь в виде лучших французских, немецких, английских, американских, голландских танцевальных компаний была заморским чудом для горстки избранных.
Возникшая несколько лет спустя повальная "контемпореризация" российского пространства, когда "исследовать движение" кинулись, казалось, все способные двигаться, шокировала не меньше. Регулярные просмотры бесконечных школ, студий и компаний нокаутировали "природной самобытностью" даже тренированных критиков. Включение в программу "Золотой маски" номинации современного танца не столько вдохновляло, сколько настораживало.
Однако собранные в четыре вечера семь выдвинутых на соискание премии спектакля выстроились в стройный дайджест "Этапы большого пути". Зрителям было где поскучать, посмеяться и даже покричать "браво". Как выяснилось на "Маске", современные танцевальные группы уже выбрались из дебрей, где не отличают джаз-танца от модерна, а модерна от contemporary dance.
Правда, непроходимые трущобы национальной экзотики некоторые все еще принимают за райские кущи. Данс-спектакль "Девочки - направо, мальчики - налево" екатеринбургской независимой танцевальной компании "Киплинг" (постановка Натальи Левченко и Евгения Мартьянова) с детской непосредственностью синтезирует утреннюю гимнастику со школьной дискотекой, где каждый в меру способностей демонстрирует польку или брейк. Под Изабеллу Юрьеву, Александра Вертинского, "Vоплi Viдоплясова" чугунно-неповоротливые мальчики и девочки изображают "советскую жизнь": одни резвятся с обручами, другие елозят половыми тряпками по сцене. Московский камерный балет "Москва", наоборот, стремится не к сиюминутному, а к вечному. Китайский хореограф Вань Су в программке к спектаклю "Откуда и куда" описала его сюжет: "Рождение личности. Земная жизнь, полная эгоистических страстей и желаний. Борьба людей за обладание чувственными богатствами, в которой нет победителей. Уход из жизни. Преображение. Возможное начало новой жизни". Но игра вееров, символизирующих "чувственные богатства", и коренастые гимнастические фигуры не способны задержать внимание на 40 минут.
В более продвинутых компаниях, родившихся еще до бума современного танца в России, хореографы уже научились внятно и цивильно излагать собственные идеи, а танцовщики, натренировавшие тела на многочисленных мастер-классах, воплощать их. Челябинский театр современного танца, один из лидеров процесса, привез в Москву не самый безусловный свой спектакль "Ты у меня есть или тебя у меня нет?" (хореограф Ольга Пона). Если ты у меня (или я у тебя?) есть, то непременно сидишь на моей шее. А если нет - волочишь меня за ноги через сцену.
Два спектакля из программы "Золотой маски" не стыдно показать на мировых фестивалях. После них не приходится ничего мямлить об императорских традициях русского балета и оправдывать первые опыты современного танца перед случайными иностранцами. В недрах малоизвестного театра современного танца "Крепостной балет" из города Шелехова Иркусткой области родился хореографически аскетичный, даже скупой спектакль для пяти танцовщиц под загадочным названием "Любовь моя, цвет заленый..." (хореограф Елена Прокопьева), который оказался фантазией-продолжением "Дома Бернарды Альбы". В нем мертвый мир стерильных белоснежных простыней и беспредельной коричневой тоски четырех дочерей Бернарды Альбы разрушается беззаконным вторжением кричаще-зеленого призрака, требующего жизни и любви.
Екатеринбургские "Провинциальные танцы" показали в Москве полный вариант "Свадебки" Татьяны Багановой, которая уже прославилась на фестивалях в Витебске и Петербурге. Баганова, покусившись на один из культовых спектаклей ХХ века, сумела прорвать идеально заполненное пространство легендарной дягилевской постановки Брониславы Нижинской. Но эта "Свадебка", отсылающая одновременно еще к одному балету Стравинского - "Весне священной" в хореографии Вацлава Нижинского, - разряжает легким юмором ужас перед неумолимостью обряда и неумолимостью жизненного потока.
Дебютная программа современного танца "Золотой маски" разрушила иллюзию, что черноземные поля современного танца располагаются западнее российских земель, а родина "Спящей красавицы" и "Баядерки" - невспаханная целина contemporary dance.

"Ведомости", 2000, № 52, 23 марта.

 

Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

 

ВернутьсяВернуться

ВверхВверх

 

Сайт управляется системой uCoz