Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

ВернутьсяВернуться

 

Ноймайеров ковчег
Балетная премьера в Мариинском театре

"Звуки пустых страниц"Мариинский театр показал долгожданную премьеру вечера балетов Джона Ноймайера. В программу вошли три одноактных спектакля - "Spring and fall (Весна и осень)" на музыку струнной серенады Дворжака, "Now and then (Теперь и тогда)" на музыку первого фортепианного концерта Равеля, "Звуки пустых страниц" на музыку альтового концерта Шнитке. Два первых спектакля были созданы в начале 90-х для Гамбургского балета и Национального балета Канады. Третий стал мировой премьерой, специально созданной для Мариинского театра.
Современная Мариинка, в последние годы стремительно вернувшаяся в мировую балетную элиту, не хочет оставаться только театром-музеем, концепцию которого лелеяли многие поколения предыдущих руководителей. Амбиции вынуждают петербуржцев включиться в гонку за парижской Оперой, почти официально титулованной лучшей балетной труппой мира. Под руководством Рудольфа Нуреева она превратилась в универсальный танцевальный театр, в которой "Жизель" Перро-Коралли-Петипа идет в очередь с авангардной "Жизелью" Матса Эка, балеты Баланчина сталкиваются в афише с балетами Пети, а "Баядерку" уравновешивают спектакли основательницы модерна Марты Грэм.
В середине 90-х Мариинский театр начал тотальное внедрение в свой репертуар балетов Баланчина, до этого России едва знакомого. Затем к нему присоединили когда-то революционных "Кармен" и "Юношу и Смерть" Ролана Пети, а год назад добавили "Манон" английского классика драмбалета Кеннета Макмиллана. Ниша "золотого фонда ХХ века" была заполнена. Однако любая респектабельная балетная компания Европы и Америки ежегодно обзаводится еще и как минимум одной мировой премьерой. Для Мариинского театра, с недавнего времени имеющего ежегодные гастрольные сезоны в Лондоне и Нью-Йорке, эта проблема встала особенно остро - у покупателей билетов есть лимит на потребление одного и того же спектакля, а Петипа, Баланчина, Пети и Макмиллана там знают наизусть.
В Петербурге эту проблему осознали еще несколько лет назад. Однако приглашение пермского модерниста Евгения Панфилова на "Весну священную" и выдвижение доморощенного юного хореографа Алексея Мирошниченко на "Свадебку" закончились оглушительным провалом. Неоднозначно был воспринят и блестящий дебют Алексея Ратманского - его спектакли так и не рискнули показывать на ответственных гастролях в мировых балетных столицах. Тогда Мариинский театр сменил тактику и принялся искать хореографа среди международных "зубров". Но Бежар давно истончился до масскульта. Пети чрезмерно оклассичился. Спектакли Килиана не предполагают солистов-звезд. Ван Манен погряз в самоцитатах. Эк и Форсайт все еще слишком радикальны для отечественного балетного сознания. Начо Дуато не отполирован до безопасного разряда классика.
Идеальной фигурой для постановки на сцене Мариинского театра, безусловно, являлся Джон Ноймайер - представитель среднего поколения хореографов, американец немецкого происхождения, четверть века руководящий Гамбургским балетом и превративший его из захолустной провинциальной труппы в элитную компанию. Он с пиететом относится к классике (в Гамбурге в его собственные версии шли "Жизель", "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица"), предпочитает масштабные спектакли с литературным или историческим сюжетом (среди его самых знаменитых балетов - "Отелло", "Гамлет", "История Золушки", "Дама с камелиями", "Мессия"), первоклассную музыку (превратил в балеты несколько симфоний Малера) и имеет репутацию хореографа-философа. И он единственный из современных балетмейстеров, уже официально признанный классиком, но еще не превратившийся в памятник самому себе.
Переговоры Мариинского театра с Ноймайером велись несколько лет, его имя регулярно всплывало на пресс-конференциях, его балеты анонсировали еще в планах предыдущего сезона, но условия хореографа и руководства труппы никак не хотели совмещаться: Ноймайер крайне редко отрывается от собственной труппы и еще реже вдали от Гамбурга создает абсолютно новые спектакли. Информация, что в Петербурге приступили к репетициям трех одноактных балетов, выглядела как взаимный компромисс - в Мариинском балете от Ноймайера ждали прославивших его многоактных велеречивых спектаклей.
В новых балетах сюжета - с несчастной любовью, великими страстями, вековыми разлуками, смертями или лучезарными свадьбами - такого, в котором любят страдать отечественные балерины, нет вообще. Он выстроил спектакли на чувствах и ассоциациях, которым не подобрать эквивалента в словах и ради адекватного выражения которых существует балет. Лаконичные афоризмы Ноймайер на этот раз предпочел традиционному для себя эпическому повествованию. Он отменил глянцевую беспечность благополучных принцев, одел их в мешковатые пиджаки и брюки, ликвидировал блестки и фальшивые короны принцесс и затянул их в подчеркивающие каждую мышцу трико. Хореограф, которого в балете интересует не индивидуальность звезды, а собственная концепция, не придумывая новых головоломных движений, вывернул наизнанку классические pas и неожиданно точно и лаконично сформулировал имиджи Ульяны Лопаткиной, Дианы Вишнёвой, Светланы Захаровой, Жанны Аюповой, оживил, заставив рефлексировать, заурядных принцев Андриана Фадеева, Илью Кузнецова и Максима Хребтова. Те, кто предрекал фиаско новой программе и неожиданному образу самого Ноймайера, оказалисьв замешательстве.
Сюрприз преподнесла и труппа Мариинки. Впервые за многие годы инородная хореография уже на премьере не сбивалась в складки, не растягивалась и не требовала "усадки", а транслировалась спокойно и точно. Ноймайер стал выигрышной картой петербуржцев - этот вечер не стыдно предъявлять в самых снобистских столицах. И демонстрировать, что образцовая академическая труппа не только в лучезарных мечтах способна стать труппой универсальной.

"Ведомости", 2001, № 79, 8 мая.

 

Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

 

ВернутьсяВернуться

ВверхВверх

 

Сайт управляется системой uCoz