Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

ВернутьсяВернуться

 

В отсутствие героя
Балету Евгения Панфилова предстоит жить без Панфилова

Е.ПанфиловСегодня в Екатеринбурге открывается фестиваль современного танца, главным действующим лицом которого должен был стать "Балет Евгения Панфилова" из Перми. Но за два дня до начала знаменитый хореограф был найден мертвым в собственной квартире с шестью ножевыми ранениями. Тем не менее, в Екатеринбурге ничего отменять не стали, только перенесли начало на один день. Этот фестиваль продолжит совсем недавно завершившийся пермский фестиваль, который был посвящен 15-летию "Балета Евгения Панфилова" - единственного в России государственного театра современного танца, судьба которого теперь под вопросом.
За два десятка лет, которые он будоражил мирную общественность Перми и окрестностей, давно растянувшихся на Европу и Америку, Панфилов поставил чуть ли не сотню спектаклей и бесчисленное количество концертных номеров. 275-летие Перми и 15-летие "Балета Евгения Панфилова" были только поводом для четырехдневного марафона премьер. Из окошка театральных касс не убирали табличку "все билеты проданы": "на Панфилова" ломился весь город - от губернатора со свитой до бритых подростков. Для обычно полупустого оперного театра, на сцене которого шел фестиваль, это была неожиданность, для Панфилова - повседневность: традиция сложилась с его первого спектакля "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", поставленного в 1978 г. в каком-то ДК для художественной самодеятельности.
Но самодеятельность давно превратилась в профессионалов, труппа неоднократно меняла названия, пока не обрела самого простого и непретенциозного - "Балет Евгения Панфилова", полностью укомплектовалась выпускниками благоверного Пермского хореографического училища, приобрела государственный статус и тихо стала разрастаться в империю. Еще в 1994 г. Панфилов эпатировал мир созданием "Балета толстых", а год назад устроил конкурс "качков" и организовал их в dance-company "Бойцовский клуб". Трехголовую гидру он и презентовал фестивалем, представив каждую компанию новым спектаклем и сведя все их вместе в четвертом, само название которого звучит как музыка: "Шоу-транзит Пермь - Пекин - Рио-де-Жанейро, или Пермские путешественники в Китае бразильской ночью".
Балет для основной труппы, "БлокАда", - готовый материал для будущих монографий: в отличие от зрителей, критика предпочитает грустного Панфилова эстрадно-легкомысленному. Этот спектакль идеально встраивается в ряд панфиловских триумфов - свой первый профессиональный приз он получил в 1988 году на Всесоюзном конкурсе балетмейстеров за номер "Жди меня", а два года назад увез "Золотую маску" за спектакль "Бабы. 1945". "БлокАда" трансформируется в зависимости от зрительского опыта каждого: для кого-то оформится памятью о ленинградских блокадных саночках, появляющихся в спектакле, для кого-то - выламывающейся из заголовка буквой А и бесконечным рефреном вклинивающейся в Седьмую симфонию Шостаковича песни "Мы простимся с тобой у порога…". Во всем противоположные "БлокАде" "Уроки нежности" для двадцати танцовщиц из "Балета толстых" идеально продемонстрировали умение хореографа превратить экзотику - пышнотелых русских женщин - в факт искусства.
Но чтобы оценить хореографа Панфилова, нужно было посмотреть "Тюрягу" - спектакль для новобранцев из "Бойцовского клуба". В нем негде укрыться за исполнителей - за персональную цирковую технику или годами выдрессированный драйв. Этот спектакль, тяжестью интонаций полностью соответствующий музыке классического авангардиста Арво Пярта, Мэрилин Мэнсон, Ника Кейва, группы "Рамшайн" вдруг породил призрак идеальной "Серенады" Баланчина-Чайковского: там - монохромные голубоватые классические тюники, у Панфилова - кричащие оранжевые майки и брюки, там - женский кордебалет, здесь - мужской, там - бесконечные вариации на темы простейших батманов, туров, пор де бра, здесь - движения из арсенала утренней зарядки.
Балетмейстерский талант - это не только умение накручивать револьтады на кабриоли и удобрять их арабесками да рондами. Именно этот талант выделяет Панфилова среди большинства современных хореографов. С его исчезновением из российского современного танца образовывается невосполнимая пустота. В отличие от большинства своих коллег, он ставил жизнеспособные спектакли - те, которые продолжали жить по много лет и после проката на престижных фестивалях. В отсутствие самого Панфилова, возможно, они позволят сохранить труппу, которая считается нашим лучшим коллективом современного танца.

"Ведомости", 2002, № 122, 16 июля, стр. А8.

 

Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

 

ВернутьсяВернуться

ВверхВверх

 

Сайт управляется системой uCoz