|
|
В отсутствие героя
Балету Евгения Панфилова предстоит жить без Панфилова
Сегодня
в Екатеринбурге открывается фестиваль современного танца, главным действующим
лицом которого должен был стать "Балет Евгения Панфилова" из
Перми. Но за два дня до начала знаменитый хореограф был найден мертвым
в собственной квартире с шестью ножевыми ранениями. Тем не менее, в Екатеринбурге
ничего отменять не стали, только перенесли начало на один день. Этот фестиваль
продолжит совсем недавно завершившийся пермский фестиваль, который был
посвящен 15-летию "Балета Евгения Панфилова" - единственного
в России государственного театра современного танца, судьба которого теперь
под вопросом.
За два десятка лет, которые он будоражил мирную общественность Перми и
окрестностей, давно растянувшихся на Европу и Америку, Панфилов поставил
чуть ли не сотню спектаклей и бесчисленное количество концертных номеров.
275-летие Перми и 15-летие "Балета Евгения Панфилова" были только
поводом для четырехдневного марафона премьер. Из окошка театральных касс
не убирали табличку "все билеты проданы": "на Панфилова"
ломился весь город - от губернатора со свитой до бритых подростков. Для
обычно полупустого оперного театра, на сцене которого шел фестиваль, это
была неожиданность, для Панфилова - повседневность: традиция сложилась
с его первого спектакля "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", поставленного
в 1978 г. в каком-то ДК для художественной самодеятельности.
Но самодеятельность давно превратилась в профессионалов, труппа неоднократно
меняла названия, пока не обрела самого простого и непретенциозного - "Балет
Евгения Панфилова", полностью укомплектовалась выпускниками благоверного
Пермского хореографического училища, приобрела государственный статус
и тихо стала разрастаться в империю. Еще в 1994 г. Панфилов эпатировал
мир созданием "Балета толстых", а год назад устроил конкурс
"качков" и организовал их в dance-company "Бойцовский клуб".
Трехголовую гидру он и презентовал фестивалем, представив каждую компанию
новым спектаклем и сведя все их вместе в четвертом, само название которого
звучит как музыка: "Шоу-транзит Пермь - Пекин - Рио-де-Жанейро, или
Пермские путешественники в Китае бразильской ночью".
Балет для основной труппы, "БлокАда", - готовый материал для
будущих монографий: в отличие от зрителей, критика предпочитает грустного
Панфилова эстрадно-легкомысленному. Этот спектакль идеально встраивается
в ряд панфиловских триумфов - свой первый профессиональный приз он получил
в 1988 году на Всесоюзном конкурсе балетмейстеров за номер "Жди меня",
а два года назад увез "Золотую маску" за спектакль "Бабы.
1945". "БлокАда" трансформируется в зависимости от зрительского
опыта каждого: для кого-то оформится памятью о ленинградских блокадных
саночках, появляющихся в спектакле, для кого-то - выламывающейся из заголовка
буквой А и бесконечным рефреном вклинивающейся в Седьмую симфонию Шостаковича
песни "Мы простимся с тобой у порога…". Во всем противоположные
"БлокАде" "Уроки нежности" для двадцати танцовщиц
из "Балета толстых" идеально продемонстрировали умение хореографа
превратить экзотику - пышнотелых русских женщин - в факт искусства.
Но чтобы оценить хореографа Панфилова, нужно было посмотреть "Тюрягу"
- спектакль для новобранцев из "Бойцовского клуба". В нем негде
укрыться за исполнителей - за персональную цирковую технику или годами
выдрессированный драйв. Этот спектакль, тяжестью интонаций полностью соответствующий
музыке классического авангардиста Арво Пярта, Мэрилин Мэнсон, Ника Кейва,
группы "Рамшайн" вдруг породил призрак идеальной "Серенады"
Баланчина-Чайковского: там - монохромные голубоватые классические тюники,
у Панфилова - кричащие оранжевые майки и брюки, там - женский кордебалет,
здесь - мужской, там - бесконечные вариации на темы простейших батманов,
туров, пор де бра, здесь - движения из арсенала утренней зарядки.
Балетмейстерский талант - это не только умение накручивать револьтады
на кабриоли и удобрять их арабесками да рондами. Именно этот талант выделяет
Панфилова среди большинства современных хореографов. С его исчезновением
из российского современного танца образовывается невосполнимая пустота.
В отличие от большинства своих коллег, он ставил жизнеспособные спектакли
- те, которые продолжали жить по много лет и после проката на престижных
фестивалях. В отсутствие самого Панфилова, возможно, они позволят сохранить
труппу, которая считается нашим лучшим коллективом современного танца.
"Ведомости", 2002, № 122, 16 июля, стр. А8.
|