Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

ВернутьсяВернуться

 

Дарья Павленко:
"До Авроры я еще не доросла"

Д.ПавленкоКаждая премьера Мариинского театра конца 1990-х - это непременно открытие новой претендентки на балетный трон. Год назад премьера спектаклей Алексея Ратманского подарила имя 20-летней Дарьи Павленко, исполнившей главную партию в "Среднем дуэте".В табели о рангах Мариинского театра она числится артисткой кордебалета. Но времени скучать в массе 32 лебедей у нее нет. В репертуаре танцовщицы - Прелюд, Мазурка и Седьмой вальс в "Шопениане", Фея Сирени и Принцесса Флорина в "Спящей красавице", Мария в "Бахчисарайском фонтане", Гамзатти в "Баядерке", IV часть "Симфонии до мажор", Каллиопа в "Аполлоне Мусагете". На этой неделе она дебютирует в роли Одетты-Одиллии в мариинской постановке "Лебединого озера".

В театре вашему поколению дан карт-бланш. Это облегчает жизнь?


Сейчас у нас нет балерин среднего поколения. Поэтому ставка делается на девочек. Это очень тяжело, потому что сначала ты сама себе устанавливаешь планку, а потом все ждут от тебя все более и более высокого уровня. А я по натуре не борец. Но мой репетитор Габриэла Трофимовна Комлева действует на меня уравновешивающе.

Заставляет активизироваться?

С одной стороны - да, но если я начинаю слишком нервничать, она, наоборот, успокаивает.

Что из того, что вы уже станцовали, - "ваше"?

Так бывает, что приходится иногда браться не за свое дело. На втором году работы в театре мне велели приготовить Марию в "Бахчисарайском фонтане". Я спорила, сопротивлялась, говорила, что мне эта партия не подходит. Но меня заставили станцевать спектакль. После чего сказали: "Для тебя это хорошо, но ты не Мария". Хотя, как говорит Габриэла Трофимовна, метод проб и ошибок нужен.
Мне близка Фея Сирени в "Спящей красавице". Может быть, Гамзатти в "Баядерке", если еще многое в ней доделать. В театре давно сложилась традиция изображать ее царственной стервой. Габриэла Трофимовна помогла мне увидеть Гамзатти молодой женщиной, которая искренне любит своего жениха, и вдруг узнает, что он клялся в любви другой. Прелюд в "Шопениане" - маленький, легкий, но для меня он очень сложен по состоянию. Это концентрация "Шопенианы", в нем нужно передать ее светлую грусть. И "Средний дуэт", конечно.

Почему для "Среднего дуэта" выбрали именно вас?

С этим была целая история. Обычно у нас на репетиции нового спектакля вызываются сразу все солисты, а потом остаются те, у кого лучше получается. Но так получилось, что "Срединй дуэт" репетировали только Жанна Аюпова с Исломом Баймурадовым. Второго состава не было. Тогда меня попросили зайти на репетицию. А я именно в то время готовила Гамзатти, это забирало все силы - она очень сложно давалась. Поэтому на репетицию к Ратманскому я первый раз пришла за две недели до премьеры. Он встретил меня очень скептически. Главным было разобраться с порядком движений - казалось, я никогда его не выучу. Это был кошмар! На генеральной мы со Славой Самодуровым даже остановились - сбились и не могли вспомнить, что дальше. Костюм я увидела прямо перед спектаклем. Но желание станцевать этот балет было очень велико, хотя мне сложно объяснить смысл этих бесконечно повторяющихся одних и тех же движений. Когда танцую его, во мне оживает что-то неведомое мне самой.
Вообще, когда в меня не верят, это подстегивает, я хочу доказать, что смогу. Но чем больше меня заставляют, тем сильнее сопротивляюсь.

С Ратманским было сложно работать?

Наоборот, очень приятно. Он очень деликатный, тактичный. И сразу было видно, что ему с нами интересно. Репетиции шли каждый день до 10 вечера, я приходила домой без сил - но это было здорово!

Кто еще из современных хореографов вас привлекает?


Форсайт, Килиан, Ноймайер. Надеюсь, что когда-нибудь станцую их спектакли. Но это зависит не от меня. Наш театр - музей классики. Хотя, мне кажется, при этом нужно пробовать танцевать и современную хореографию. Жаль, что в нашем репертуаре нет спектаклей "советской классики", "Шурале" и "Спартака" Якобсона, к примеру. Не идут ни "Каменный цветок", ни "Легенда о любви" Григоровича. Я была на его "Спартаке" в Большом театре. Танцевали Клевцов и Перетокин. Это было потрясающе.
Вашего педагога - Комлеву - считают бескомпромиссной академисткой. Вам сложно было найти с ней общий язык?
Учась в школе, мы ходили на все спектакли, нам абсолютно все нравилось. Когда балерина делала 32 фуэте, задирала высоко ноги, была буря восторга. И мы занимались растяжкой, какими-то акробатическими вещами. Сейчас обращаешь внимание совершенно на другое! Для меня в первую очередь важны не технические вещи, потому что балет - не только техника. Вот Алтынай Асылмуратова: она выходит на сцену и сразу видно, в любом спектакле, что это - Балерина. Независимо от того, подходит ей роль или не очень, она живет в ней, она уверена в себе и получает удовольствие от сцены. Это высший пилотаж.
Когда я пришла в театр, Габриэла Трофимовна, кажется, была от меня в ужасе. Мне тоже пришлось внутренне себя ломать, но это было полезно. С человеком всегда можно найти точки соприкосновения. Габриэла Трофимовна эмоционально отпускает меня на свободу. Если я бываю с ней не согласна, говорит: "Ты докажи свою правоту. Может, я тебе поверю".

Даша, а в детстве балет был вашим собственным выбором?

Выбора не было абсолютно никакого. Мне безумно нравилось танцевать, и я целенаправленно шла к своей профессии. Не помню, чтобы мне хотелось быть врачом, учителем или кем-то еще. Моя старшая сестра Надя танцевала. И я во всем хотела быть, как она. С четырех лет начались бесконечные кружки в домах пионеров. Потом поступала в Московское училище (я москвичка), но меня, как до этого и Надю, не приняли. Тогда я - опять вслед за ней - поехала в Петербург.

А сейчас не жалеете, что стали артисткой балета?


Нет... Хотя когда-то я было пожалела. Но уже с небольшим опытом в театре пришло внутренне спокойствие. Теперь я уверена, что занимаюсь своим делом.

В школе балет давался легко?


Класса до четвертого я занималась "по воле волн", ничего не соображала, была жутко невнимательная. Ужасно! А потом на мой экзамен приехала сестра. Она тогда уже танцевала в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве. Надя увидела, что я в прострации, и вправила мне мозги.

Весной, когда Мариинка готовила премьеру реконструированной "Спящей красавицы", все очень ждали вашего дебюта в партии Авроры.

Я даже стояла в афише летом во время гастролей в Нью-Йорке. В октябре мне снова предложили станцевать спектакль. Но я отказалась - до Авроры я еще не доросла. Пока мы с Габриэлой Трофимовной работаем над "Лебединым озером".

А бывает, что идти на репетицию не хочется?

У меня бывает. Честно говоря, я не фанат - не могу все время думать только о балете. Когда выхожу из театра, мне надо отдохнуть, поговорить о чем-то другом.

О чем?

О друзьях, о семье. Моя семья - это три старших сестры. Все живут в Москве. Родители у нас умерли и мы держимся друг за друга.
У них свои семьи, дети, проблемы, видимся мы редко. Но когда встречаемся, все время что-то вместе вытворяем, и разницы в возрасте - самая старшая сестра старше меня на 18 лет - совершенно не ощущаем.
Очень люблю гулять по Петербургу. Просто идти по улицам. Иногда взгляну в какое-нибудь окно и думаю: когда же у меня будет собственный дом! Я живу в театральном общежитии, и мечта о своей квартире не покидает меня ни на день.
Обожаю читать - в этом я всеядна. Подростком любила детективы, очень увлекалась женскими романами. Но это в прошлом. Сейчас предпочитаю исторические произведения, особенно мемуарную литературу.
В музыке пристрастия очень разнообразные: Брукнер, Бетховен, Чайковский, Моцарт, Малер, Дебюсси. Люблю, чтобы музыка была с глубоким смыслом. Эстраду слушаю тоже, как все нормальные люди, но только западную - наша особо не впечатляет.
Иногда люблю ничего не делать. Правда, это редко получается.

Некоторые балерины любят смену ритмов и ходят после спектакля на дискотеку. А вы?


Сразу после спектакля чувствуешь огромный подъем, возбуждение - никакой усталости. А через какое-то время уже не можешь шевельнуть рукой. Ляжешь - не спится. Так что дискотека не для меня.

"Ведомости", 2000, № 49, 20 марта.

 

Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

 

ВернутьсяВернуться

ВверхВверх

 

Сайт управляется системой uCoz