Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

ВернутьсяВернуться

 

Осколок имперского величия
Открылись Дни белорусской культуры в России

"Рогнеда"В Москве на сцене Большого театра открылись Дни культуры Республики Беларусь в Российской Федерации. Звучали государственные гимны, президенты обменивались приветствиями и произносили речи о братстве народов, Александр Лукашенко вручал ордена и медали российским политическим и общественным деятелям. В узких пространствах партера сталкивались Сергей Батурин и Владимир Жириновский, Александр Шилов и Бари Алибасов, а народ торопился запечатлеться на фотографиях рядом с Геннадием Зюгановым. Российско-белорусскую дружбу укрепили балетом "Страсти (Рогнеда)" Андрея Мдивани, представив великого киевского князя Владимира Красное Солнышко завоевателем, насильником и развратником.
Совместную славянскую историю в Минске интерпретировали как трагедию поруганной, но не сломленной полоцкой княжны Рогнеды, любившей князя Ярополка и не пожелавшей выйти замуж за сына рабыни Владимира, пережившей гибель родителей и ослепление жениха, разорение Полоцка, насилие, измены мужа, но добившейся возрождения родного княжества.
Спектакль сделан с подзабытым в российских балетных столицах имперским размахом. Житие Рогнеды проиллюстрировано балетом в двух действиях и шестнадцати картинах. Масштаб задает сценография петербургского художника Вячеслава Окунева: обагренные страницы древнеславянской летописи в прологе и эпилоге спектакля, деревянные славянские языческие идолы и живописные византийские лики святых.
Либретто и хореография Валентина Елизарьева скроены по рецептам революционных 60-х. Из "Весны священной" Касаткиной и Василёва позаимствованы идиллические картины языческой юности Рогнеды, из "Спартака" Григоровича - оргии в палатах князя Владимира. Встречаются ссылки и на нетленную классику: то промелькнет цитата из "Жизели", то аукнется сцена из "Корсара", то всплывут воспоминания о "Весне священной" Вацлава Нижинского. Страдания Рогнеды укреплены жанровыми картинами, призванными служить социально-бытовым фоном действия. Массовые сцены многофигурны, монологи и дуэты тягучи и однообразны.
Уроки адаптированы для ударников соцсоревнований, впервые попавших "на балет" с незамысловатой буквальностью. Нюансы и детали отброшены как отягощающие излишества, чувства упрощены, форма иллюстративна. Неприхотливо выставляя пятку "утюгом" скачет на полянке юная Рогнеда, она же демонстрирует любовный экстаз, бросаясь в двойные "рыбки" на руки Ярополка, и разбрасывает ноги в шпагатах в сцене насилия. Бутафорскими факелами тычут в лицо Ярополка скоморохи (почему-то названные в программке шутами) в сцене ослепления. Анна Багрянородная, склоняя Владимира к крещению, вызывает дух Иисуса Христа на кресте.
Труппа, представленная в "Страстях", повышенного энтузиазма не вызывает. Не спасают даже костюмы Окунева в стиле древнеславянских нарядов, искусно скрывающих несовершенство фактуры низкорослых, крутобедрых и тяжеловесных танцовщиков. Когда-то блиставшая в "Болеро" Татьяна Шеметовец-Анна Багрянородная вынуждена демонстрировать отсутствие ключевого элемента своей партии - шага. Руслан Минин-Владимир неуклюже пытается одолеть доставшийся на его долю круг jetes и грозно размахивает руками. Жанна Лебедева-Рогнеда и Владимир Долгих-Ярополк демонстрируют лишь изумленно-испуганные гримаски.
Белорусский балет - "гордость и национальное достояние" - как представил его москвичам Александр Лукашенко, до императорского великолепия не дотянул.

"Ведомости", 2001, № 7, 18 января.

 

Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

 

ВернутьсяВернуться

ВверхВверх

 

Сайт управляется системой uCoz