|
|
Кровать как фантом современного балета
Бенефис Светланы Романовой
В
театре "Кремлевский балет", где Светлана Романова работает почти со дня
его основания, у нее нет соперниц. Техничная, но не виртуозная, ритмичная,
но не музыкальная, культурная, но не изысканная, Романова умеет искусно
скрыть свои изъяны и подчеркнуть достоинства. 10 лет ее учит этому Екатерина
Максимова. Все премьеры театра безоговорочно отданы ей. Она непременное
знамя труппы на зарубежных гастролях. Но на звание прима-балерины Романова
не тянет: ее биография ровна, как стол, - ни триумфов, ни провалов.
Андрей Петров, руководитель "Кремлевского балета", решил подарить своей
любимой балерине "звездную жизнь" хотя бы на сцене. Специально к бенефису
он поставил одноактный балет "Фантастическая симфония, или Жизнь артиста"
о роковой звезде сцены, сводящей с ума возлюбленного. В качестве музыкального
сопровождения было выбрано одноименное произведение Г.Берлиоза.
После томительного отделения классики за раздвинувшимся кремлевским занавесом
оказывается еще один - тоже красный, но только в имперском духе - нечто
среднее между занавесами парижской Гранд Опера и Большого театра (художник
- Владимир Арефьев). Сливаясь с ним алым кринолином, Светлана Романова
раскланивается перед залом под фонограмму бурных аплодисментов.
Пересочинив сюжет программной симфонии Берлиоза, Петров превратил Артиста
в Актрису, а все невротические комплексы оставил мужчине - ее Возлюбленному.
Романтическая неистовость музыки призвана лишь иллюстрировать драмбалетные
бытовые картинки в духе "Маргариты и Армана", лишенные хореографической
изобретательности Фредерика Эштона.
<Декларировать современность опуса досталось кровати. Со времен ее открытия
для русского балета Борисом Эйфманом она стала символом радикальности
и прогрессивности хореографа. По воле Петрова, куда бы ни заносила Актрису
бурная фантазия Возлюбленного (Константин Матвеев), - на бал, в поле или
на шабаш, - кровать оказывается всюду. На ней мечется, простирает к Актрисе
руки, жалобно вытягивает шею, цепляется то за одну, то за другую ногу
балерины и время от времени затаскивает ее на металлическое ложе Возлюбленный.
Роль Романовой в новом спектакле сводится к демонстрации многократно меняющихся
нарядов (художник по костюмам - Ольга Полянская). В статичной хореографии,
которой не угнаться за порывами Берлиоза, она меняет невыразительные поддержки
на руках поклонников, обвивает длинными суховатыми ногами Возлюбленного
и множит во всех ракурсах арабеск.
Но Романова не из тех балерин, кто способен превратить в произведение
искусства банальный арабеск. Не испытывает она и вкуса к перевоплощениям.
Так же, как ее Одетта похожа на Одиллию, Китри - на Машу, Наина из "Руслана
и Людмилы" - на Марию Валевскую в "Наполеоне Бонапарте", в переодеваниях
"Фантастической симфонии" светская дама, пастушка и ведьма на шабаше очень
напоминают балерину Светлану Романову. Тосклива жизнь артиста...
"Ведомости", 2000, № 19, 3 февраля.
|