|
|
Неистовый Ермолаев
10 февраля танцовщику исполнилось бы 90 лет
У
Алексея Ермолаева не было разбега к славе. Первый взлет его Бога Ветра
в "Талисмане" - выпускном спектакле Ленинградского хореографического училища
- стал взлетом на вершину профессии. Порывистый зигзаг этого прыжка, зафиксированный
на фотографии, стал нулевым меридианом современного мужского танца. Виртуозность,
дозволенная в классическом балете лишь бесконечным шутам, в танце Ермолаева
поднялась на невероятную высоту и трансформировалась в принадлежность
самых благородных принцев: Принца Зигфрида в "Лебедином озере", Принца
Дезире и Голубой птицы в "Спящей красавице", Жана де Бриена в "Раймонде",
Альберта в "Жизели". У Ермолаева эти безжизненные герои голубых кровей,
как и марселец Филипп в "Пламени Парижа", были рождены яростной послереволюционной
эпохой. Заставив их познать все счастье и всю горечь реальной жизни, он
наполнил эти роли бунтарством и неистовством ХХ века. Но время полетов
Ермолаева истекло трагически, несправедливо быстро.
Ему было всего 27 лет, когда он получил тяжелейшую травму. Неистовый не
только на сцене, но и в жизни, через два года Ермолаев заставил себя вернуться
на сцену. В него снова влюблялись, его продолжали боготворить. Его Тибальд
в "Ромео и Джульетте" (единственная кинозапись Ермолаева), Кавалер ди
Рипафратта в "Мирандолине", Евгений в "Медном всаднике", Ли Шанфу в "Красном
маке", Северьян в "Сказе о каменном цветке" стали классикой. Но чудо полета
Бога Ветра восстановить было невозможно. Остались фантастический дар перевоплощения
и неутолимая жажда танца, которая не могла найти себе удовлетворения в
новых ролях. Всю силу своей недосвершившейся судьбы он вложил в учеников:
Владимира Васильева, Мариса Лиепу, Михаила Лавровского, Александра Годунова,
Юрия Владимирова, Владимира Тихонова, Бориса Акимова.
Журнал "Большой театр", сезон 1999-2000, № 3.
|