Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

ВернутьсяВернуться

 

Балетное бюро по трудоустройству работает в Перми
Все о нынешнем "Арабеске"

В Перми в седьмой раз состоялся открытый конкурс артистов балета России "Арабеск". Он проходит под патронажем ЮНЕСКО и имеет международный статус, среди его организаторов - Министерство культуры, Союз театральных деятелей, Международный совет танца при ЮНЕСКО. Но в балетном мире его знают как конкурс Владимира Васильева, который является художественным руководителем "Арабеска", и Екатерины Максимовой, возглавляющей жюри.
В этом году в Перми выступало 89 человек - рекордное количество участников не только для "Арабеска", но и для большинства конкурсов, не входящих в элитный pas de quatre Варна-Москва-Джексон-Париж. Россию представляли и все крупные балетные центры - Москва, Петербург, Пермь, Новосибирск, и провинция (Саратов, Улан-Удэ, Сыктывкар, Челябинск и др.). Международный статус отрабатывали Украина, Литва, Аргентина, Южная Корея, Австрия, Молдова, Монголия, Япония, Казахстан и Кыргызстан.
В жюри работали гранды балета: худрук Пермского хореографического училища Людмила Сахарова, главный балетмейстер питерского Театра оперы и балета имени Мусоргского Николай Боярчиков, представляющий США 84-летний Юрий Зорич - звезда эмигрантских пост-дягилевских компаний, артистический директор балета Берлинской оперы Дитмар Зайферт, глава Грузинского балета Георгий Алексидзе, итальянский танцовщик, педагог и хореограф Жарко Пребил.
Многочисленные премии и призы, количество и финансовое наполнение которых со времени предыдущего "Арабеска" заметно увеличилось, были розданы без остатка - кроме гран при имени Сергея Дягилева, которому был посвящен нынешний конкурс.
Представительное международное жюри, множество участников, стран и наград - все свидетельствует о респектабельности, удивительной для относительно молодого проекта (первый в нынешнем статусе "Арабеск" был проведен в 1990 году. До того он дважды проходил как региональный экспресс-конкурс, организованный местным обществом любителей балета, подарившим ему собственное имя).
Однако, созданный по подобию московского и варненского, почти точно копирующий их программу, он унаследовал и их проблемы. Тот факт, что трагедий на сцене не случилось, как не случилось и феноменальных открытий, - проблема не конкретного "Арабеска". В современной реальности конкурсы перестали быть не только официозным "праздником молодого балета" советской эпохи, но и праздником вообще. Балетоманский ажиотаж остался лишь в сладостных воспоминаниях о победах Михаила Барышникова и Нади Павловой. В реальности аншлаги не наблюдаются даже на просмотрах третьего, финального, тура. Новые яркие дарования нарождаются теперь слишком редко, и их уже не хватает на бесконечный конкурсный конвейер. Педагоги, показывая на конкурсах своих юных учеников, преследуют в первую очередь учебно-методические цели, а взрослые артисты обычно рассматривают их в качестве бюро по трудоустройству.
"Арабеск-2002" выдающихся танцовщиков тоже не открыл, хотя крепкой стайкой до финала долетели целых тридцать классных профессионалов. Отутюженные богатым конкурсным опытом, залаченные наработанными имиджами, они выходили на театральную сцену, будто гимнасты на коварное бревно, сосредоточенные на нескольких кульбитах, с помощью которых можно на неразличимый глазом микрон обогнать соперников. Финальный лауреатский гала прошел под девизом "сегодня ты, а завтра я…": разницы в классе между дипломантами и победителями фактически не ощущалась. Поэтому первые премии и золотые медали достались не лидерам - таких в Перми не было, а тем, кто обладает, безусловно, самым значительным потенциалом. Это Ирина Перрен, за четыре года работы станцевавшая чуть ли не весь балеринский репертуар в петербургском Театре имени Мусоргского, 18-летний молдованин Дину Тамазлакару, только что окончивший Венскую консерваторию и с нынешнего сезона работающий в Берлине под руководством Владимира Малахова, и солист Пермского театра Николай Вьюжанин, вытащивший на жеребьевке первый номер, а в финале собравший максимальное количество призов. К сожалению, достоинства петербургской балерины, обладающей на редкость гармоничными данными, были нивелированы силовым репертуаром. Главным сюжетом ее выступлений оказалась, вопреки литературным первоисточникам "Корсара" и "Дон Кихота", борьба с нестабильным фуэте, в которой ей был бессилен помочь галантный Михаил Сиваков. Победители-мужчины тоже воспринимали себя неадекватно: невысокие, с мальчишеским обаянием и мягкими ногами, оба видели себя прежде всего героями: Вьюжанин - Филиппом из "Пламени Парижа" и Солором, Тамазлакару - героем "Баядерки" и Базилем. Однако запомнились совсем иными: пермяк - настоящим баланчинским танцем в вариации из Классического па де де на музыку Чайковского, которую не испортила даже невыносимо заторможенная фонограмма, молдованин - бурнонвилевской кипучей радостью и россыпью отточенных мелочей в вариации из "Фестиваля цветов в Дженцано", идеально выявившей все достоинства танцовщика. Столь же убедительно удалось выступить на нынешнем конкурсе лишь студенту школы театра "Колон" Хоакину Креспо Лопесу. Несмотря на очевидное еще техническое несовершенство, он продемонстрировал сбалансированную программу (педагог - Леандро Регейро), особенно запомнился в современном номере "Мое танго" (?) и очаровательной вариации из балета Давида Лишина "Выпускной бал" и получил в награду приз русско-японского дуэта Юкари Сайто и Николая Федорова самому талантливому среди юных.
Неправильная самооценка - и недостаточная квалификация педагогов - погребла под собой в Перми немало надежд: изысканная литовская балерина Ольга Коношенко два первых тура пыталась вызвать умиление в па де де из "Сатаниллы" и "Щелкунчика" и лишь на третьем превратилась в стильную Одиллию; гораздо более опытный солист Новосибирского театра Виталий Половников явно был рекрутирован на конкурс ради своей партнерши Марии Шлемовой - их пасторальный репертуар совершенно не учитывал интересов танцовщика; ситуация в точности повторилась и с Андреем Маслобоевым из Театра имени Мусоргского; а юный и быстро прогрессирующий Сергей Мершин, главная надежда Пермского театра, хотя и стал обладателем третьей премии, не смог осилить ни роли принцев (па де де из "Лебединого"), ни героев ("Корсар") в балетах Петипа, ни обманчивое простодушие "Доницетти-вариаций" Баланчина.
"Арабеск", со дня создания позиционирующий себя как конкурс балетной провинции (хотя именно он был стартом к дальнейшим конкурсным победам питерца Андрея Баталова, солистов Большого Анастасии Яценко, Дмитрия Гуданова, Дениса Медведева, положил начало международной карьеры литовской балерины Эгле Шпокайте), пока лишь констатирует факт существования вдали от метрополии бесчисленных нереализованных творческих сил и помогает им находить применение в столицах, откуда счастливчики транзитом отправляются в более теплые и благоприятные для искусства страны.
Однако число новорожденных конкурсов, подобных пермскому "Арабеску", в последнее время перестало поддаваться фиксации. Одновременно с ним в Киеве проходил международный конкурс имени Сержа Лифаря, через месяц учащиеся хореографических училищ встретились в Петербурге, взрослых ждал Джексон, в июле весь молодой балет отправился к Черному морю в Варну, а на август назначали встречи в Праге и Вене. Чтобы выжить, каждый локальный конкурс, бессильный завлечь количеством нулей в премиях, вынужден искать собственный стиль. Как показывает практика, для организаторов это не менее сложная задача, чем достойное выступление на сцене для танцовщиков. Новую модель развития современных балетных конкурсов пытается ныне представить Прага: она возьмет на себя функцию конкурса-семинара. Для всех участников, которые выберут для показа Классическое па де де Баланчина на музыку Чайковского, будет приглашен педагог из Фонда Баланчина, который будет работать не только над техникой, но и над воспроизведением стиля хореографа.
"Арабеск", возможно, сам того не замечая, тоже стремится к трансформации. Среди официальных призов, учрежденных на конкурсе, была продолжительная стажировка в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (пожалуй, это единственный важный - и, возможно, самый нужный - приз, который, к сожалению, не заполучил Николай Вьюжанин). Она досталась яркому, но уже сложившемуся артисту из Казани Артему Белову. А работавшее на конкурсе жюри прессы с помощью Союза театральных деятелей пригласило в образовательную двухнедельную командировку в Москву молодых солистов Бурятского театра Екатерину Шаляпину и Олега Монтоева. Пермскому "Арабеску", сумевшему десять лет назад трансформироваться из крошечного однодневного экспресс-конкурса молодых танцовщиков Урала в международный, чтобы остаться жизнеспособным, вновь необходимы перемены.

"Большой журнал Большого театра".

 

Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

 

ВернутьсяВернуться

ВверхВверх

 

Сайт управляется системой uCoz