Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

ВернутьсяВернуться

 

Балетная провинция живет и побеждает
В Перми завершился Шестой открытый конкурс артистов балета России "Арабеск"

конкурс "Арабеск"Впервые он был проведен в 1986 году пермским обществом любителей балета как региональный уральский конкурс, а десять лет назад начал новый отсчет: сменил статус и учредителей. Теперь "Арабеск" проходит под патронажем ЮНЕСКО и является международным, его опекают Министерство культуры России и Союз театральных деятелей. Обаяние и авторитет конкурса обеспечивают художественный руководитель Владимир Васильев и председатель жюри Екатерина Максимова.
Тем не менее, "Арабеск" не теряет своего лица и по-прежнему остается "конкурсом балетной провинции". В этом нет ничего унизительного: в балете столичными театрами почитаются лишь такие академические монстры, как парижская Гранд Опера и Королевский балет Великобритании, Большой и Мариинский театры, "Нью-Йорк сити балле" и Американский Балетный Театр. Но все чаще кадры для своих образцовых сцен они отыскивают в Киеве, Новосибирске, Минске, Токио и Сеуле.
В этом году Пермь стала настоящим местом паломничества молодых танцовщиков - 78 человек давно уже не приезжали на конкурсы ни в Москву, ни в Петербург, ни в Киев, ни в Ялту. Среди участников "Арабеска-2000" преобладали ведущие солисты театров, а не ученики хореографических училищ, как это бывает обычно. К минимуму были сведены неизбежные на конкурсах экзотические неофиты, с трудом взбирающиеся на пуанты. Тем не менее, "новой Нади Павловой" "Арабеск" на этот раз не открыл. Жюри (в его состав входили Николай Боярчиков, Галина Рагозина-Панова, Людмила Сахарова, Дитмар Зейферт и другие) пришлось выбирать лучших среди равных.
Среди тех, кто с первого тура претендовал на лидирующее положение, была японская балерина Юри Хигучи, стажер Пермского оперного театра, которую публика принимала, как свою. Но в па де де из "Лебединого озера", "Дон Кихота" и па де де Чайковского-Баланчина, исполненных в шикарной концертной манере, эта обаятельная танцовщица существовала вне всякой связи с партнером (в этой роли выступал не участвовавший в конкурсе солист Пермского театра Роман Геер). Тем не менее, технические успехи позволили ей стать обладательницей второй премии и приза Натальи Макаровой лучшей танцовщице конкурса.
Дуэт сложился у эстонской пары Эве Андре и Сергея Упкина. Петербургская педантичность партнера (он недавний выпускник Академии Русского балета имени Вагановой), его точнейшие - неизменно в V позицию - пируэты принесли ему первую премию и приз Михаила Барышникова лучшему танцовщику конкурса, несмотря на слишком силовое исполнение мелких движений в ажурном па де де из "Фестиваля цветов в Дженцано" в третьем туре.
Жертвой неправильно подобранного репертуара стала в финале эффектная и масштабная Оксана Шадрухина из Санкт-Петербургского театра оперы и балета имени Мусоргского. Классическому па де де Баланчина на музыку Чайковского она со своим партнером Дмитрием Шадрухиным придала чуждый ему победоносный пафос и в итоге получила лишь диплом.
Другую пару из того же театра - Елену Шешину и Андрея Меркурьева - подвела "Спящая красавица". Ее кружевную вязь они гранили с энтузиазмом, достойным "Дон Кихота". Тем не менее, их глянцево виртуозные па де де из "Дон Кихота" и "Щелкунчика", а также современный номер "Пеллеас и Мелисанда", позволили Елене стать лауреатом первой премии, а Андрею Меркурьеву дотянуться до второй.
Многогранно были представлены на конкурсе солисты Башкирского театра Гульсина Мавлюкасова и Аркадий Зинов. После "Шопенианы", "Спящей красавицы" и современного номера А.Пепеляева "Даксофония" в третьем туре они предстали в коварнейшем Классическом па де де на музыку Обера и достаточно точно воспроизвели каверзный текст, а финальный блеск бисерного brise принес Аркадию третью премию.
Традиционно конкурсанты испытывают пылкую привязанность к "Дон Кихоту". На мой взгляд, выиграли это мини-соревнование оставшиеся в итоге без наград Татьяна Голякова и Артем Дацишин. Они - ведущие солисты Украинской Национальной Оперы, лауреаты многих международных конкурсов, и их ударная в техническом отношении программа (помимо "Дон Кихота", па де де из "Корсара" и "Лебединого озера" и современный номер "Взгляд за спиной") отличалась от большинства других точной выстроенностью. Пожалуй, это была единственная пара, которую захотелось посмотреть в полномасштабных спектаклях: их герои и в концертных па де де сохранили яркость актерских деталей. А сценический опыт позволил танцовщикам думать не только о точности пируэтов и поддержек, но и о такой конкурсной экзотике, как пластические нюансы.
Солисты были представлены на конкурсе гораздо скромнее, чем дуэты. Вмешаться в спор за награды удалось лишь 16-летней студентке Киевского хореографического училища Наталье Домрачевой. Несмотря на сорванную в вариации из Классического па де де на музыку Обера сложнейшую диагональ, она запомнилась безусловной индивидуальностью. И проявила настоящий характер, исполнив вариацию Китри из I акта "Дон Кихота" в балеринском стиле, на большом прыжке, всколыхнув сцену вращениями по диагонали. В итоге третья премия и приз работавшего на конкурсе жюри прессы уехали в Киев.
"Арабеск" стал заложником тех же проблем, что и другие международные конкурсы: высокий общий уровень участников и нивелирование индивидуальности, пренебрежение к стилю и часто не соответствующий природе исполнителей репертуар, приблизительность редакций классических па де де и вариаций, музыкальная глухота и фантастически произвольные темпы, скудость современного репертуара.
Трагедий на сцене не случилось, феноменальных открытий - тоже. Зал от восторгов не бесновался, но благожелательно встречал всех танцовщиков. Финальный восклицательный знак, которым обычно бывает на конкурсах гала-концерт, на этот раз превратился в спокойную точку. Но продемонстрировал, что у балетной провинции достаточно амбиций, чтобы питать столичные сцены.

"Ведомости", 2000, № 80, 5 мая.

 

Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

 

ВернутьсяВернуться

ВверхВверх

 

Сайт управляется системой uCoz