|
|
Балетная провинция живет и побеждает
В Перми завершился Шестой открытый конкурс артистов балета России "Арабеск"
Впервые
он был проведен в 1986 году пермским обществом любителей балета как региональный
уральский конкурс, а десять лет назад начал новый отсчет: сменил статус
и учредителей. Теперь "Арабеск" проходит под патронажем ЮНЕСКО
и является международным, его опекают Министерство культуры России и Союз
театральных деятелей. Обаяние и авторитет конкурса обеспечивают художественный
руководитель Владимир Васильев и председатель жюри Екатерина Максимова.
Тем не менее, "Арабеск" не теряет своего лица и по-прежнему
остается "конкурсом балетной провинции". В этом нет ничего унизительного:
в балете столичными театрами почитаются лишь такие академические монстры,
как парижская Гранд Опера и Королевский балет Великобритании, Большой
и Мариинский театры, "Нью-Йорк сити балле" и Американский Балетный
Театр. Но все чаще кадры для своих образцовых сцен они отыскивают в Киеве,
Новосибирске, Минске, Токио и Сеуле.
В этом году Пермь стала настоящим местом паломничества молодых танцовщиков
- 78 человек давно уже не приезжали на конкурсы ни в Москву, ни в Петербург,
ни в Киев, ни в Ялту. Среди участников "Арабеска-2000" преобладали
ведущие солисты театров, а не ученики хореографических училищ, как это
бывает обычно. К минимуму были сведены неизбежные на конкурсах экзотические
неофиты, с трудом взбирающиеся на пуанты. Тем не менее, "новой Нади
Павловой" "Арабеск" на этот раз не открыл. Жюри (в его
состав входили Николай Боярчиков, Галина Рагозина-Панова, Людмила Сахарова,
Дитмар Зейферт и другие) пришлось выбирать лучших среди равных.
Среди тех, кто с первого тура претендовал на лидирующее положение, была
японская балерина Юри Хигучи, стажер Пермского оперного театра, которую
публика принимала, как свою. Но в па де де из "Лебединого озера",
"Дон Кихота" и па де де Чайковского-Баланчина, исполненных в
шикарной концертной манере, эта обаятельная танцовщица существовала вне
всякой связи с партнером (в этой роли выступал не участвовавший в конкурсе
солист Пермского театра Роман Геер). Тем не менее, технические успехи
позволили ей стать обладательницей второй премии и приза Натальи Макаровой
лучшей танцовщице конкурса.
Дуэт сложился у эстонской пары Эве Андре и Сергея Упкина. Петербургская
педантичность партнера (он недавний выпускник Академии Русского балета
имени Вагановой), его точнейшие - неизменно в V позицию - пируэты принесли
ему первую премию и приз Михаила Барышникова лучшему танцовщику конкурса,
несмотря на слишком силовое исполнение мелких движений в ажурном па де
де из "Фестиваля цветов в Дженцано" в третьем туре.
Жертвой неправильно подобранного репертуара стала в финале эффектная и
масштабная Оксана Шадрухина из Санкт-Петербургского театра оперы и балета
имени Мусоргского. Классическому па де де Баланчина на музыку Чайковского
она со своим партнером Дмитрием Шадрухиным придала чуждый ему победоносный
пафос и в итоге получила лишь диплом.
Другую пару из того же театра - Елену Шешину и Андрея Меркурьева - подвела
"Спящая красавица". Ее кружевную вязь они гранили с энтузиазмом,
достойным "Дон Кихота". Тем не менее, их глянцево виртуозные
па де де из "Дон Кихота" и "Щелкунчика", а также современный
номер "Пеллеас и Мелисанда", позволили Елене стать лауреатом
первой премии, а Андрею Меркурьеву дотянуться до второй.
Многогранно были представлены на конкурсе солисты Башкирского театра Гульсина
Мавлюкасова и Аркадий Зинов. После "Шопенианы", "Спящей
красавицы" и современного номера А.Пепеляева "Даксофония"
в третьем туре они предстали в коварнейшем Классическом па де де на музыку
Обера и достаточно точно воспроизвели каверзный текст, а финальный блеск
бисерного brise принес Аркадию третью премию.
Традиционно конкурсанты испытывают пылкую привязанность к "Дон Кихоту".
На мой взгляд, выиграли это мини-соревнование оставшиеся в итоге без наград
Татьяна Голякова и Артем Дацишин. Они - ведущие солисты Украинской Национальной
Оперы, лауреаты многих международных конкурсов, и их ударная в техническом
отношении программа (помимо "Дон Кихота", па де де из "Корсара"
и "Лебединого озера" и современный номер "Взгляд за спиной")
отличалась от большинства других точной выстроенностью. Пожалуй, это была
единственная пара, которую захотелось посмотреть в полномасштабных спектаклях:
их герои и в концертных па де де сохранили яркость актерских деталей.
А сценический опыт позволил танцовщикам думать не только о точности пируэтов
и поддержек, но и о такой конкурсной экзотике, как пластические нюансы.
Солисты были представлены на конкурсе гораздо скромнее, чем дуэты. Вмешаться
в спор за награды удалось лишь 16-летней студентке Киевского хореографического
училища Наталье Домрачевой. Несмотря на сорванную в вариации из Классического
па де де на музыку Обера сложнейшую диагональ, она запомнилась безусловной
индивидуальностью. И проявила настоящий характер, исполнив вариацию Китри
из I акта "Дон Кихота" в балеринском стиле, на большом прыжке,
всколыхнув сцену вращениями по диагонали. В итоге третья премия и приз
работавшего на конкурсе жюри прессы уехали в Киев.
"Арабеск" стал заложником тех же проблем, что и другие международные
конкурсы: высокий общий уровень участников и нивелирование индивидуальности,
пренебрежение к стилю и часто не соответствующий природе исполнителей
репертуар, приблизительность редакций классических па де де и вариаций,
музыкальная глухота и фантастически произвольные темпы, скудость современного
репертуара.
Трагедий на сцене не случилось, феноменальных открытий - тоже. Зал от
восторгов не бесновался, но благожелательно встречал всех танцовщиков.
Финальный восклицательный знак, которым обычно бывает на конкурсах гала-концерт,
на этот раз превратился в спокойную точку. Но продемонстрировал, что у
балетной провинции достаточно амбиций, чтобы питать столичные сцены.
"Ведомости", 2000, № 80, 5 мая.
|