Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

ВернутьсяВернуться

 

Гримасы Авроры

IX Международный конкурс артистов балетаВ Большом театре завершился первый тур IX Международного конкурса артистов балета и хореографов. Его основная часть еще впереди, но главная интрига уже раскрыта - подведены итоги конкурса хореографов, проводившегося впервые.
С первого тура случайно забредающие в зал непрофессионалы сбегают с него еще до антракта - без подготовки сложно выдержать пять одинаковых вариаций неведомой Одалиски из балета "Корсар" подряд, разгадывать ребусы богини Дианы из "Эсмеральды", в порыве охоты забывшей лук за кулисами, и наблюдать, как в момент лучезарного счастья искажается гримасой нескрываемого отчаянья лицо Принцессы Авроры из "Спящей красавицы", срывающейся с золотоёмких пируэтов. Первый тур - это развлечение для профессионалов, высчитывающих градусы, углы и траектории. Смотр хореографов, встроенный в давно сформировавшуюся структуру конкурса, должен был облегчить участь неискушенного зрителя развлекая "современностью", и выявить неведомые миру балетмейстерские таланты. Но "праздник молодого балета", как любили называть этот конкурс в советской прессе, все равно пока не получается.
Четыре года, прошедших со времени предыдущего конкурса, местная балетная общественность жила в предвкушении нынешнего - тогда Москва вдруг встрепенулась, вновь почувствовав себя причастной завтрашнему дню мирового балета. Несмотря на то, что конкурс проходил вне стен Большого, а посреди второго тура прервалось его финансирование, он неожиданно продемонстрировал свою жизнеспособность: на сцене Театра оперетты выступало в три раза меньше участников, чем сейчас, но конкурс запомнился обилием неординарных танцовщиков - и объективностью жюри.
Нынешний конкурс должен был декларировать возрождение мирового авторитета русской балетной школы. Для этого ему вновь предоставили сцену Большого театра и выделили около 800 тысяч долларов. Однако еще на жеребьевке радужные надежды стали рассеиваться - хотя этот год не перегружен престижными балетными соревнованиями, Москву игнорировали даже страны Восточной Европы (Западную Европу представляет одна мулатка из Нидерландов). Потенциальных участников не соблазнил и солидный призовой фонд, составляющий 200 тысяч долларов. А от работы в жюри по разным причинам уклонились Клод Бесси, возглавляющая Школу танца парижской Оперы, американский хореограф Джон Тарас и недавно покинувшая пост ректора Московской академии хореографии Софья Головкина.
Международный конкурс, в котором из 153 участников 60 представляют регионы России, 14 - Казахстан, 12 - Украину и 2 - Молдавию, невольно возродил традиции всесоюзного, когда-то с успехом проходившего в Концертном зале имени Чайковского. И вызвал ностальгию по тем временам, когда централизованный отбор не позволял прорваться на сцену профнепригодным артистам, а лучшие столичные педагоги наводили лоск в конкурсных программах перспективных провинциалов.
Теперь желающие участвовать в конкурсе ограничены только 80 долларами вступительного взноса. Поэтому на протяжении четырехдневного марафона, состоявшего из восьми просмотров, жюри и зрители наблюдали, как с большим трудом карабкалились на кончики пуантов две американки, как теряли апломб, заблудившись в пространстве сцены, бесконечные знойные бразильянки, как в прыжке пытался отодрать одну ногу от другой турок, а девочка из Ижевска тщетно искала равновесие в арабеске.
Конкурс хореографов лишь удлинил пытку балетом. Здесь выяснилось: чтобы назваться хореографом, нужно просто отличать арабеск от аттитюда. Среди 53 претендентов преобладали педагоги и сами танцовщики. Хореографы-педагоги нанизывали один технический трюк на другой, чтобы не упустить ничего из того, что умеет ученик. Хореографы-танцовщики "били ни артистизм" - взмахами ног и волнами рук изображали бури чувств. Спектр эмоций был велик - от беззаботной радости "Проказниц", "Одуванчиков" и "Белочек" до тяжких проблем "Диссонансов внутри себя", "Соблазнов", "Искушений" и даже трагедий "Гибели "Титаника". Среди вереницы подобных номеров выделилось лишь "Полнолуние" 14-летней студентки Киевского хореографического училища Милены Сидоровой. На музыку темы рыцарей из "Ромео и Джульетты" Прокофьва она изобразила муки бессонницы, лихо манипулируя подушкой.
И все же жюри продемонстрировало редкое благодушие: несмотря на отсутствие выдающихся работ и неожиданных открытий, все премии балетмейстерского конкурса были пристроены в надежные руки. Первую премию получил бесспорно лучший из представленных номеров - "Три грузинские песни". Для молдавских участников Надежды и Егора Щепачевых его поставил Раду Поклитару из Беларуси, чей профессионализм уже был засвидетельствован наградами в Бухаресте, Перми и Варне. Второй премии удостоено "Пробуждение" москвича Сергея Боброва - тоже неоднократного лауреата балетмейстерских конкурсов в Москве и Киеве. Третья премия досталась за "Соло для двух стульев" румыну Эдварду Клугу, который был отмечен как лучший хореограф на конкурсе в Париже. Жюри не проявило ни малейшей субъективности - больше ни один из участвовавших в конкурсе номеров невозможно назвать грамотно и профессионально сделанным. Вопрос вызывает лишь правомерность вручения полноценных премий за один-единственный номер.
В конкурсе исполнителей открытий пока тоже нет. Лидером на золото в старшей группе пока выглядит 19-летний солист Киевского театра оперы и балета Леонид Сарафанов, уже получивший награды в Будапеште и Париже. На первом туре он оказался единственным человеком, кого заботили не точность позиций после двойных туров в воздухе, не высота взлета в двойных же sautes de basque и количество больших пируэтов - они и без того безупречны, а сам танец. Но для безусловного лидерства ему не хватает четко сформулированного имиджа. Второкурсница Киевского хореографического училища Наталья Домрачева год назад, во время другого международного конкурса - "Арабеска", проходившего в Перми, на родине Надежды Павловой, своим искрометным и технически изощренным танцем напомнила блистательные дебюты этой бэби-балерины. Но за год Наташа утратила свой детский образ, а взрослый обрести еще не успела. Она по-прежнему не знает проблем в сложнейших пируэтах, ее высоченные прыжки легки и бесшабашны, а апломб, на профессиональном балетном языке означающий способность сохранять равновесие в любом положении, уникален. Останется ли она бесспорной фавориткой, пока не ясно: в младшей группе на награды будут претендовать великолепно выступившие в первом туре студентки Московской академии хореографии Полина Семионова и Мария Кочеткова, еще одна москвичка - ученица Хореографического училища Михаила Лавровского Екатерина Крысанова, студентка Алма-Атинского хореографического училища Александра Суродеева, ученица школы театра "Колон" Паула Андреа Элизондо (Аргентина), студент из Нижнего Новгорода Александр Бутримович. Пополнить свои коллекции медалей наверняка планируют в Москве представители старшей группы Екатерина Шипулина, Руслан Скворцов и Александр Волчков из Большого театра, солисты Центральной балетной труппы Китая Ван Циминь и Хань По, представляющие петербургский Театра оперы и балета имени Мусоргского Оксана Кучерук и Роман Михалев, солистка Киевской оперы Надежда Гончар.

"Ведомости", 2001, № 10?, ? июня.

 

Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

 

ВернутьсяВернуться

ВверхВверх

 

Сайт управляется системой uCoz