|
|
Гримасы Авроры
В
Большом театре завершился первый тур IX Международного конкурса артистов
балета и хореографов. Его основная часть еще впереди, но главная интрига
уже раскрыта - подведены итоги конкурса хореографов, проводившегося впервые.
С первого тура случайно забредающие в зал непрофессионалы сбегают с него
еще до антракта - без подготовки сложно выдержать пять одинаковых вариаций
неведомой Одалиски из балета "Корсар" подряд, разгадывать ребусы
богини Дианы из "Эсмеральды", в порыве охоты забывшей лук за
кулисами, и наблюдать, как в момент лучезарного счастья искажается гримасой
нескрываемого отчаянья лицо Принцессы Авроры из "Спящей красавицы",
срывающейся с золотоёмких пируэтов. Первый тур - это развлечение для профессионалов,
высчитывающих градусы, углы и траектории. Смотр хореографов, встроенный
в давно сформировавшуюся структуру конкурса, должен был облегчить участь
неискушенного зрителя развлекая "современностью", и выявить
неведомые миру балетмейстерские таланты. Но "праздник молодого балета",
как любили называть этот конкурс в советской прессе, все равно пока не
получается.
Четыре года, прошедших со времени предыдущего конкурса, местная балетная
общественность жила в предвкушении нынешнего - тогда Москва вдруг встрепенулась,
вновь почувствовав себя причастной завтрашнему дню мирового балета. Несмотря
на то, что конкурс проходил вне стен Большого, а посреди второго тура
прервалось его финансирование, он неожиданно продемонстрировал свою жизнеспособность:
на сцене Театра оперетты выступало в три раза меньше участников, чем сейчас,
но конкурс запомнился обилием неординарных танцовщиков - и объективностью
жюри.
Нынешний конкурс должен был декларировать возрождение мирового авторитета
русской балетной школы. Для этого ему вновь предоставили сцену Большого
театра и выделили около 800 тысяч долларов. Однако еще на жеребьевке радужные
надежды стали рассеиваться - хотя этот год не перегружен престижными балетными
соревнованиями, Москву игнорировали даже страны Восточной Европы (Западную
Европу представляет одна мулатка из Нидерландов). Потенциальных участников
не соблазнил и солидный призовой фонд, составляющий 200 тысяч долларов.
А от работы в жюри по разным причинам уклонились Клод Бесси, возглавляющая
Школу танца парижской Оперы, американский хореограф Джон Тарас и недавно
покинувшая пост ректора Московской академии хореографии Софья Головкина.
Международный конкурс, в котором из 153 участников 60 представляют регионы
России, 14 - Казахстан, 12 - Украину и 2 - Молдавию, невольно возродил
традиции всесоюзного, когда-то с успехом проходившего в Концертном зале
имени Чайковского. И вызвал ностальгию по тем временам, когда централизованный
отбор не позволял прорваться на сцену профнепригодным артистам, а лучшие
столичные педагоги наводили лоск в конкурсных программах перспективных
провинциалов.
Теперь желающие участвовать в конкурсе ограничены только 80 долларами
вступительного взноса. Поэтому на протяжении четырехдневного марафона,
состоявшего из восьми просмотров, жюри и зрители наблюдали, как с большим
трудом карабкалились на кончики пуантов две американки, как теряли апломб,
заблудившись в пространстве сцены, бесконечные знойные бразильянки, как
в прыжке пытался отодрать одну ногу от другой турок, а девочка из Ижевска
тщетно искала равновесие в арабеске.
Конкурс хореографов лишь удлинил пытку балетом. Здесь выяснилось: чтобы
назваться хореографом, нужно просто отличать арабеск от аттитюда. Среди
53 претендентов преобладали педагоги и сами танцовщики. Хореографы-педагоги
нанизывали один технический трюк на другой, чтобы не упустить ничего из
того, что умеет ученик. Хореографы-танцовщики "били ни артистизм"
- взмахами ног и волнами рук изображали бури чувств. Спектр эмоций был
велик - от беззаботной радости "Проказниц", "Одуванчиков"
и "Белочек" до тяжких проблем "Диссонансов внутри себя",
"Соблазнов", "Искушений" и даже трагедий "Гибели
"Титаника". Среди вереницы подобных номеров выделилось лишь
"Полнолуние" 14-летней студентки Киевского хореографического
училища Милены Сидоровой. На музыку темы рыцарей из "Ромео и Джульетты"
Прокофьва она изобразила муки бессонницы, лихо манипулируя подушкой.
И все же жюри продемонстрировало редкое благодушие: несмотря на отсутствие
выдающихся работ и неожиданных открытий, все премии балетмейстерского
конкурса были пристроены в надежные руки. Первую премию получил бесспорно
лучший из представленных номеров - "Три грузинские песни". Для
молдавских участников Надежды и Егора Щепачевых его поставил Раду Поклитару
из Беларуси, чей профессионализм уже был засвидетельствован наградами
в Бухаресте, Перми и Варне. Второй премии удостоено "Пробуждение"
москвича Сергея Боброва - тоже неоднократного лауреата балетмейстерских
конкурсов в Москве и Киеве. Третья премия досталась за "Соло для
двух стульев" румыну Эдварду Клугу, который был отмечен как лучший
хореограф на конкурсе в Париже. Жюри не проявило ни малейшей субъективности
- больше ни один из участвовавших в конкурсе номеров невозможно назвать
грамотно и профессионально сделанным. Вопрос вызывает лишь правомерность
вручения полноценных премий за один-единственный номер.
В конкурсе исполнителей открытий пока тоже нет. Лидером на золото в старшей
группе пока выглядит 19-летний солист Киевского театра оперы и балета
Леонид Сарафанов, уже получивший награды в Будапеште и Париже. На первом
туре он оказался единственным человеком, кого заботили не точность позиций
после двойных туров в воздухе, не высота взлета в двойных же sautes de
basque и количество больших пируэтов - они и без того безупречны, а сам
танец. Но для безусловного лидерства ему не хватает четко сформулированного
имиджа. Второкурсница Киевского хореографического училища Наталья Домрачева
год назад, во время другого международного конкурса - "Арабеска",
проходившего в Перми, на родине Надежды Павловой, своим искрометным и
технически изощренным танцем напомнила блистательные дебюты этой бэби-балерины.
Но за год Наташа утратила свой детский образ, а взрослый обрести еще не
успела. Она по-прежнему не знает проблем в сложнейших пируэтах, ее высоченные
прыжки легки и бесшабашны, а апломб, на профессиональном балетном языке
означающий способность сохранять равновесие в любом положении, уникален.
Останется ли она бесспорной фавориткой, пока не ясно: в младшей группе
на награды будут претендовать великолепно выступившие в первом туре студентки
Московской академии хореографии Полина Семионова и Мария Кочеткова, еще
одна москвичка - ученица Хореографического училища Михаила Лавровского
Екатерина Крысанова, студентка Алма-Атинского хореографического училища
Александра Суродеева, ученица школы театра "Колон" Паула Андреа
Элизондо (Аргентина), студент из Нижнего Новгорода Александр Бутримович.
Пополнить свои коллекции медалей наверняка планируют в Москве представители
старшей группы Екатерина Шипулина, Руслан Скворцов и Александр Волчков
из Большого театра, солисты Центральной балетной труппы Китая Ван Циминь
и Хань По, представляющие петербургский Театра оперы и балета имени Мусоргского
Оксана Кучерук и Роман Михалев, солистка Киевской оперы Надежда Гончар.
"Ведомости", 2001, № 10?, ? июня.
|