|
|
Утомленные танцем
Гастроли труппы Триши Браун
В
Москву в третий раз прибыл American dance festival (ADF). Его деятельность
распространяется на три десятка стран от Эстонии до Ганы и включает различные
образовательные проекты. В России пройдут мастер-классы американских педагогов
по различным техникам современного танца, фотовыставка Пегги Джарелл Каплан
"Портреты хореографов, танцовщиков и режиссеров", гастроли труппы
"Даг Варон и танцовщики". Открылся, как и положено одному из
самых респектабельных международных фестивалей, гастролями классиков жанра.
В этой роли выступила Танцевальная труппа Триши Браун, недавно отметившая
свое 30-летие.
Сорок лет назад дебютантка Триша Браун собирала полупрофессиональных танцовщиков
на отдельные проекты, бросавшие вызов отцам-основателям танца-модерн.
В ее постановках под звуки большого города, служившие единственным музыкальным
сопровождением, артисты танцевали то на крышах и стенах нью-йоркских небоскребов,
то на надувных матрасах, плавая по озеру в Миннесоте. "Хулиганские"
эксперименты Триши, формулировавшей свои интересы как поиск связей человека
и окружающей среды, стали одним из символов "золотых 60-х" современного
танца и принесли ей самые престижные международные призы и награды. С
той поры ее интересы неоднократно менялись: она то изучала подсознание,
то математические возможности движения, сотрудничала с художником, королем
поп-арта Робертом Раушенбергом и композиторами Джоном Кейджем и Робертом
Эшли, увлекалась Бахом и Монтеверди. Но неизменно оставалась в авангарде
американского искусства. А торговая марка "Триша Браун" гарантировала
неизменный успех.
В программе московских гастролей хрестоматийных спектаклей не было - труппа
показала постановки последних лет: "Если бы вы не могли меня видеть"
(1994), "Canto/Pianto" (1998), "Превознесение Леона Джеймса"
(2000). Танцовщики идеально транслировали стиль Триши Браун - бесконечно
текучий и изменчивый. Для хореографа не имеет значения, что несется из
динамиков - Клаудио Монтеверди или Дейв Дуглас: в лишенном художественной
произвольности и открытых эмоций процессе движения сочетаются классическое
наслаждение красотой линий и модерные мускульные усилия.
Но в этой отлаженной системе понятие живого развития давно отключено.
Прихотливые исследования Триши Браун, когда-то возбуждавшие уличные толпы,
теперь пропитаны усталостью. От былых революционных экспериментов осталась
лишь форма, исчерпавшая собственное содержание и существующая исключительно
за счет былых заслуг и великолепных исполнителей. Спектакли Триши Браун
парадоксально напомнили запущенные отечественные сады "Спящей красавицы"
и "Дон Кихота". Как оказалось, утомиться от самого себя может
не только русский классический балет, но и американский современный танец.
"Ведомости", 2000, № 191, 16 октября.
|