|
|
"Спящая красавица" дыбом
Карин Сапорта показала в Москве свой новый спектакль
В
программе короткометражных Дней современного французского танца, завершившихся
в Москве, "Спящая красавица" представляла совместный французско-российский
проект: идея принадлежит Олегу Петрову, хореография - Карин Сапорта, в
спектакле участвовали танцовщики Национального хореографического центра
Кана и Нижней Нормандии и Екатеринбургского муниципального театра балета
(бывший "Балет плюс"), замысел французской постановочной группы
воплощали российские технические службы.
Новый спектакль Карин Сапорта в Москве ждали с нетерпением: когда-то она
была одной из тех, кто открывал для России новый французский танец. Киноверсия
"Невесты с деревянными глазами" и спектакль "Быки Химены",
на родине возведшие ее в ранг классика, произвели в России фурор. Их усложненные
душевные переживания, изощренная пластика и изысканный видеоряд - именно
то, чего жаждала Россия. Сапорта, выпускающая собственные фотоальбомы,
работающая в кино и имеющая философский диплом Сорбонны, виртуозно сочетает
в своих спектаклях зрелище для глаз и для головы.
Ее новый балет сделан в популярном жанре "классика дыбом". Фонограмма
Чайковского распорота на части, сокращена и соединена литературным текстом.
Хореография виляет между пуантами и босоногими плясками. Принцесса вместо
благонравной розовой пачки носит платье кровавого цвета. По воле создателей
новой версии, ей суждено родиться в России в конце XIX века, проспать
весь ХХ и проснуться в 2000-м году под грохот электронной музыки, когда
принцев почти полностью смело с лица земли.
Воображение поражает возведенные на сцене феерические средневековые палаццо,
благородная золотисто-болотно-винная гамма роскошных придворных костюмов,
утопающий в листве осенний парк (сценография Жана Бауэра, костюмы Патрика
Теруатена). Но, кажется, песочные часы, появляющиеся на сцене в первые
секунды спектакля, навсегда застыли в статичном состоянии и время умерло.
Попытка поставить на пальцы исполнителей contemporary свежестью не отличается.
Умиляться же целых два часа, как вздуваются мышцы не приученных к пуантам
ног, как распрямляются волнистые линии пируэтов и скукоживаются строгие
очертания аттитюдов и арабесков, скучно. Мучения хореографа, не вдохновленного
перипетиями судьбы сказочной принцессы, передались и публике.
Но победить один из священных классических балетов Карин Сапорта не удается.
Четырехактная "Спящая красавица" - не "Лебединое озеро"
и не "Жизель". От адаптации и модернизации она в очередной раз
отказалась.
"Ведомости", 2000, № 215, 21 ноября.
|