|
|
Годы летят, не задевая ее
Майя Плисецкая отпраздновала свой юбилей
Никто
уже и не помнит, какой именно юбилей отмечает Плисецкая. Это не имеет
значения: у нее собственные отношения со временем, и годы летят, не задевая
ее. Вручавший балерине орден "За заслуги перед Отечеством" Президент
напомнил, что она впервые вышла на сцену Большого в 1943 году. Зал отреагировал
на фразу лишь вежливыми аплодисментами. Люди, в этот вечер бравшие штурмом
Большой театр, шли для того, чтобы увидеть танцующую Плисецкую.
С щедростью великой примы Плисецкая, никогда не боявшаяся соперничества,
окружила себя на этом вечере подлинными, а не мнимыми звездами современного
мирового балета. В пятичасовом концерте в ее честь танцевали Алексей Ратманский,
представлявший Датский Королевский балет, литовская балерина Эгле Шпокайте,
Лариса Лежнина и Вячеслав Самодуров, работающие в Национальном балете
Нидерландов, Палома Эррера, Анхель Коррейя, Хосе Мануэль Карреньо из "Американ
балле тиэтр", шведка Ана Лагуна, солистка Московского музыкального
театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Татьяна Чернобровкина,
Роберто Болле из миланского "Ла Скала", солисты Большого Галина
Степаненко, Мария Александрова и Юрий Клевцов. Глядя на них, восхищаешься
эволюцией природы: у самой Плисецкой никогда не было таких бесконечно
длинных ног, идеальной выворотности и стабильных двойных фуэте.
Но едва она появилась на сцене и просто встала у рампы, победно вскинув
руку, все достижения прогресса позорно капитулировали и стало очевидно,
как недосягаема Балерина для просто танцовщиков - даже мирового класса.
Для того чтобы от нее в зал шли электрические токи, Плисецкой вовсе не
обязательно зависать над головами партнеров в своих фирменных прыжках
или окольцовывать сцену смерчем туров. Она может просто присесть у самой
рампы и играть в воображаемые камушки - и этот секундный фрагмент из "Айседоры"
вытеснит из памяти все трюки. Или, неподвижно стоя в центре сцены, перебирать
бело-алые веера - и довести зал до экстаза в этом неприхотливом номере
Мориса Бежара, созданном специально для нынешнего вечера. И даже в этой
статике оставаться неистовой Плисецкой - той, что свела с ума весь мир
Одеттой-Одиллией, Китри, Кармен, Анной Карениной, Айседорой, Федрой.
"Ведомости", 2000, № 216, 21 ноября
|