|
|
Гала-концерт в честь Нины Ананиашвили
В
Большом театре концертом в трех отделениях отметили 20-летие творческой
деятельности Нины Ананиашвили. Изначально планировалось, что юбилярша
будет танцевать в честь себя сама. Но торжественный вечер балерина провела,
наблюдая из директорской ложи, как это делают другие, - за день до гала
она получила травму. На программе концерта это не отразилось - приглашенные
балерины за полдня выучили партии Нины, и ни один номер не был отменен.
Но ее отсутствие на сцене позволило оценить место балерины в современном
балете.
Программа вечера, как это всегда бывает в концертах, санкционированных
Ананиашвили, отличалась редкой в наши дни сбалансированностью: в ней удалось
совместить интересы самой балерины (она собиралась выйти в своих коронных
спектаклях - "Дон Кихоте" и "Снах о Японии", а также
показаться в новом для себя и раритетном для Москвы па де де из "Сильвии"),
ее коллег (американские танцовщики танцевали своего фирменного Баланчина,
а русские - свои излюбленные классические па де де), Большого театра (труппа
выступила в первом акте "Дон Кихота", который называют "самым
московским балетом"), хореографа Алексея Ратманского, который поставил
для балерины несколько спектаклей, и продюсера Ананиашвили - фирмы "Постмодерн-театр"
(в финале вечера была показана их совместная работа - "Сны о Японии").
Ананиашвили никогда не боялась профессиональной конкуренции, поэтому пригласила
на свой юбилей самых ярких звезд и звездочек из двух театров, которые
она считает родными - Большого и АВТ (American Ballet Theatre): Андрея
Уварова, Марию Александрову, Сергея Филина, Инну Петрову, Анастасию Горячеву,
Дмитрия Гуданова, Юрия Клевцова, Палому Эрреру, Хосе Мануэля Карреньо,
Джузеппе Пиконе. В первом акте "Дон Кихота" ее заменила Анна
Антоничева, в баланчинском па де де из "Сильвии" - Палома Эррера,
а в "Снах о Японии" партию Ананиашвили поделили между Анастасией
Яценко и Мария Александрова.
Все они выдавали двухсотпроцентные результаты. Труппа Большого театра,
которую в сентябре не смогли вдохновить заезжие гости на фестивале мировых
звезд, с первых же минут "Дон Кихота" танцевала на предельном
градусе накала. Анна Антоничева, забыв свою сомнамбулическую природу,
решительно накручивала пируэты. Мария Александрова знойно поводила плечами,
шикарно соблазняя Тореадора в "Дон Кихоте", а потом победительно
вколачивала фуэте в "Снах о Японии". Сергей Филин фиксировал
античную красоту аттитюдов и порхал, бесшумно приземляясь, в па де де
из "Сильфиды". Злые языки, все время подозревающие, что Москву
кормят "звездами второго сорта", тоже могли быть удовлетворены:
Палома Эррера, которая строила идеальные арабески на волшебно выгнутых
стопах в Па де де на музыку Чайковского, Хосе Мануэль Карреньо и Джузеппе
Пиконе, едва не провертевшие дырки в планшете сцены своими надежными вращениями,
на самом деле являются премьерами самого звездного балетного театра мира
- АВТ.
Однако того чувства всеобщего подъема, который бывает на спектаклях с
участием самой Нины Ананиашвили, все равно не возникло: в зале, который
был переполнен съехавшимися со всего мира директорами балетных компаний,
критиками и просто балетоманами, висела скорее траурная, чем праздничная
атмосфера. Как оказалось, гораздо более молодые, физически и эмоционально
менее изношенные звезды нынешнего поколения способны удивить трюками или
даже проникновенным рассказом о страданиях или радостях каких-то принцев
и принцесс без роду и племени, но не умеют создать то ощущение электрических
разрядов, ради которых приходят в театр зрители.
Нина Ананиашвили осталась последней на мировой сцене активно действующей
звездой уходящей эпохи. В Лондоне ей дарит свои балеты Кеннет Макмиллан,
на юбилей она получает мехового лебедя от парижской компании "Yves
Delorme", 150 лет до этого интересовавшейся только постельными принадлежностями,
а ее наряды от Ямомото обсуждают парикмахерши в московских салонах красоты.
Но слава Ананиашвили завоевана не агрессивными рекламными компаниями,
не скандальными романами и не безразборным участием в эстрадных шоу. Свое
имя она заработала международными балетными конкурсами, став рекордсменкой
по числу завоеванных на них золотых медалей (их у балерины четыре), главными
партиями в спектаклях Большого театра (их несколько десятков), участием
в постановках Баланчина в его труппе New York City Ballet, в которой они
с Андрисом Лиепой стали первыми зарубежными приглашенными солистами за
всю историю, выступлениями с Датским Королевским балетом, Королевским
балетом Великобритании, Мариинским театром, Королевским балетом Швеции,
театром Ла Скала, Хьюстонским балетом и почти десятилетним сотрудничеством
с АВТ.
"Ведомости", 2001, № 227, 10 декабря, стр. А8.
|