|
|
Екатерина Шипулина
На
первый взгляд, Катя Шипулина ничем не отличается от других 20-летних москвичек
- стильных девочек, любящих гулять по Арбату и ходить в кино, пропускающих
лекции по философии и страдающих над институтскими рефератами. Только
по вечерам она танцует не на дискотеке, а в Большом театре.
"Я - целеустремленный человек", - уверенно и спокойно говорит Катя. Два
года назад ее решение вступить в кордебалет Большого театра многих удивило.
Казалось, судьба выпускницы Московской Академии хореографии была предрешена:
Катю ждали в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко,
дочке прима-балерины Людмилы Шипулиной предрекали безболезненную и лучезарную
карьеру. Но в театр, ставший для нее фактически родным домом, Катя не
пошла: "Именно потому, что я там знала всё и всех. А мне хотелось каких-то
новых ощущений. Больших", - вспоминает она.
Приехав в 15 лет в Москву из Перми, где она родилась, Катя поняла, что
танцевать хочет непременно в Большом театре, "поэтому сразу начала целенаправленно
работать над собой. Сначала было особенно трудно, ведь пришлось ко всему
привыкать заново. После ровного пола Пермского училища на покатом в Москве
страшно было стоять даже на двух ногах, не то что делать пируэты. А некоторых
предметов по специальности в Перми вообще не было".
В первые же месяцы работы в Большом Екатерина Шипулина освоила чуть ли
не все кордебалетные ансамбли. Но страха на всю жизнь затеряться в плотных
слоях кордебалетной атмосферы у нее не было: "Сначала меня просто захлестывала
радость оттого, что я попала в Большой театр, что моя мечта сбылась. Потом
мы начали заниматься с Мариной Викторовной Кондратьевой. Было очень сложно,
но это стимулировало желание совершенствоваться. Я уверена, если много
и хорошо работать, прикладывать максимум усилий и заниматься не бездумно,
а осмысленно, это оценят".
Работу Кати оценили быстро. На нее обрушились малозаметные для непосвященных
зрителей, но важные для экзаменующего профессионального взгляда партии:
"шестерка" в финальном вальсе в "Щелкунчике" и "шестерка" подруг в "Жизели",
"четверка" в гран па в "Баядерке" и "тройка" дриад в "Дон Кихоте". Но
особенно лихо был закручен для Екатерины Шипулиной конец первого театрального
сезона: Сначала она получила вторую премию на международном балетном конкурсе
в Люксембурге, едва вернувшись в Москву, одну за другой исполнила свои
первые крупные партии: Царицу бала в "Фантазии на тему Казановы" и Мазурку
в "Шопениане", а под занавес сезона стала участницей премьеры новой редакции
балета "Дон Кихот".
Легкий северный акцент, проявляющийся в деликатной, лишенной аффектации
манере, повышенном внимании к чистоте и точности, выделяют эту танцовщицу
из сонма бесконечных балетных "подруг". В ее воздушном танце нет московской
бравурности. Она напоминает не властных повелительниц классических балетов,
а зачарованных царевен русских сказок, загадочных и простодушных одновременно.
Именно поэтому единственное выступление в партии Царь-девицы в "Коньке-горбунке",
промелькнувшее год назад, стало настоящим событием.
Прошлый сезон стал для Екатерины Шипулиной очень интересным. Сначала вместе
с театром она гастролировала в Японии, Южной Корее и Гонконге. Станцевала
Повелительницу дриад в "Дон Кихоте" и Фею Сирени в "Спящей красавице",
от которых рукой подать до настоящих балеринских партий. Но, как считает
Катя, самым интересным было участие в двух премьерах - "Русском Гамлете"
Бориса Эйфмана, где она выступила в одной из главных ролей - Жены Наследника,
и "Дочери фараона" Пьера Лакотта (в этом балете она исполнила сразу две
партии - Жены Рыбака и Конго). Так что пришлось осваивать два различных
хореографических стиля - французский, основанный на старинной классической
школе, и ультрасовременный. Как рассказывает Катя, "это очень сложно,
ведь мне приходится себя ломать даже под классическую хореографию. В Пермском
училище, где я училась первые пять лет, педагоги на многое просто не обращали
внимания, и я как-то приспособилась неправильно стоять, неправильно держать
ногу. И сейчас Марине Викторовне приходится ежедневно меня ломать. Я все
время нахожусь в неудобном положении. Если мне удобно - значит, делаю
неправильно. Мне все время надо ощущать неудобство".
Екатерина Шипулина с энтузиазмом принимается за любую предложенную работу.
"С тех пор, как мне стали доверять сольные партии, я просто загорелась",
- говорит она. - Я с удовольствием танцую и Фею Сирени, и Графиню Вишню
в "Чиполлино", - пока что все мои партии мне одинаково близки", - говорит
она.
"Большой театр", 2000-2001, № 6.
|