|
|
Фото Игоря Захаркина
Время,
когда съемка балета была делом тягостным и неблагодарным, осталось далеко
позади: техника продвинулась вперед и позволяет фиксировать "движущееся
тело" без дополнительных энергозатрат. "Нет ничего проще, чем снимать
балет", - с оттенком пренебрежения говорят профессиональные фоторепортеры.
Конечно, поймать балерину в арабеске - дело незамысловатое. Оживить в
статичном фотокадре импульсивное искусство танца сложнее. Игорю Захаркину
удалось неизмеримо большее - сложить балетные движения и позы в собственный
стиль съемки.
Когда фотокамера впервые попала Игорю в руки, он не подозревал, чем станет
для него фотография. Жизнь тогда виделась совершенно иной и безоблачной:
главные партии в спектаклях Московского хореографического училища "Коппелия"
и "Тщетная предосторожность" были авансом успешной карьеры в Большом театре.
И поначалу надежды оправдывались: одна за другой следовали сольные партии
- Жених Авроры в "Спящей красавице", Трубадур в "Раймонде", Па де труа
в "Ла Вентана", Дженнаро в "Наяде и рыбаке". Потом судьба сделала странный
извив, оставив на долю полного сил танцовщика ограниченный репертуар.
И фотокамеру.
Впрочем, Игорь никогда не забывал захватить ее и в класс, и на репетиции,
и на гастроли. И, само собой, день за днем снимал спектакли - порой в
перерывах между собственными выходами на сцену. Но пот и слезы закулисья,
обычно эффектно получающиеся у всех фотографов, Захаркина не привлекают.
Хотя на его редких "бытовых" снимках артисты балета получаются отлично
- по-домашнему уютно и естественно, без напускной значительности и штампованных
имиджей.
Ему интересно другое. Никто не умеет так снять полет, как это получается
у Захаркина. Кажется, он коллекционирует самые неожиданные траектории
прыжков, а как профессионал наиболее ценит умение свободно чувствовать
себя в воздухе, сохранять точность линий и поз.
На сцене Игорь Захаркин выделялся строгостью школы, точностью выполнения
элементов классического танца. И если в снимок проникает произвольность,
отступление от канонов, никакая игра линий или вдохновенное выражение
лица балерины не заставят его дать эту фотографию в печать. Поэтому, когда
есть возможность, Игорь самоотверженно усовершенствует своих коллег с
помощью компьютера. Он не только скрадывает подбородки и придает благородства
носам (кто бы мог подумать, что настоящие принцы и принцессы могут быть
озабочены такими суетными проблемами!), но и длит укороченные природой
ноги, лепит неразработанные подъемы, вытягивает торчащие коленки. Но он
же может восхититься странным ракурсом хрестоматийной позы, неожиданной
игрой юбки в пируэте или вдруг "заигравшим" проходным движением. Игорь
Захаркин снимает тот спектакль, который обычно скрыт от непрофессионального
глаза. И на его снимках неожиданно проявляется второй сюжет, самим автором
вряд ли предусмотренный: как из высокой технологии рождается искусство.
Журнал "Большой театр", 2000-2001, № 7.
|