Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

ВернутьсяВернуться

 

"Щелкунчик" без елки
Михаил Шемякин поставил "Щелкунчика"
в Мариинском театре

"Щелкунчик"Долгожданный спектакль, премьера которого готовилась полтора года и откладывалась четыре раза, стал козырной картой Первого международного фестиваля балета "Мариинский". Еще задолго до первого появления на публике этого "Щелкунчика" окутала пелена слухов и скандалов. Своими глазами увидеть результат съехался бомонд со всех концов света.
Главным действующим лицом нового "Щелкунчика" стал художник Михаил Шемякин - автор общей концепции, декораций и костюмов постановки. Именно ему - дебютанту в балетном театре, для которого не существует непререкаемых авторитетов и непреодолимых табу, доверили создать спектакль, который должен вывести императорский Мариинский балет на светлую магистраль современного художественного процесса.
Наделив Шемякина полномочиями постановщика спектакля, Гергиев был прав: любой русский балетмейстер накрепко спелёнут великими традициями былых постановок "Щелкунчика". Этот спектакль насчитывает вековую историю (премьера состоялась в Мариинском театре в 1892 году) и невероятное количество версий. Примирить Чайковского и Гофмана с прекраснодушными балетными снами пытались чуть ли не все отечественные классики: Лев Иванов и Александр Горский, Федор Лопухов и Василий Вайнонен, Юрий Григорович и Игорь Бельский.
Шемякин соблазнился предложением Валерия Гергиева совместными усилиями превратить незамысловатый детский утренник в гофманскую фантасмагорию, вернув "Щелкунчику" трагический накал Чайковского. В этом спектакле не место рождественскому теплу, тихим семейным радостям и идеальным линиям классического балета. Елка выброшена из интерьера, как ненужный хлам. Домашний уют Штальбаумов Шемякин вывернул наизнанку, продемонстрировав грязную кухню этой семейки, в которой между жирными окороками и пышными колбасами орудуют крысы, а в парадных комнатах, где Машу третируют папаша с мамашей, брат Фриц, няня и дедушка-подагрик, снуют карлики. Блаженного фокусника Дроссельмейера (экс-"лицедей" Антон Адасинский) он превратил в зловещего лысого горбуна, а Машеньку в простодушном платье Наташи Ростовой - в невротического тинейджера кислотной эпохи. И на пути в мир абсолютного счастья - лавку сластей Конфитюренбург - героев (Наталья Сологуб и Андриан Фадеев) закручивает не умиротворяющий белоснежный хоровод метели, а зловещий вихрь двадцати четырех танцовщиц в черных пачках во главе с Королевой снежинок (Дарья Павленко).
У балетмейстера Кирилла Симонова провокации Шемякина энтузиазма не вызвали. Начинающий хореограф, призванный под знамена "Щелкунчика" после того, как распался тандем Шемякина с Алексеем Ратманским, позволил единственное отступление от канонов благонамеренности - в порыве радости его Машенька прошлась по сцене колесом. Все остальное время танцовщики лишь придавали экспрессии привычным арабескам и аттитюдам. (Только автономно существующий в спектакле Антон Адасинский оказался органичен в гротескных интерьерах.) Добравшись до бесконечно длинной сюиты национальных танцев, в которой не скрыться за причудливыми костюмами, действие безнадежно забуксовало, превратившись в неуместно затянувшуюся шутку. А Вальс цветов и па де де выглядели добротно сданным экзаменом по классическому наследию.
Впрочем, балета от этого спектакля и не ждали. В самом консервативном отечественном театре, многие десятилетия хранившем принципы театра-музея, Михаил Шемякин совершил революцию - создал новый театральный жанр. И Нью-Йорку наверняка будет приятно обнаружить в новом русском чуде свое излюбленное эстрадное шоу.

"Ведомости", 2001, № 26, 14 февраля.

 

Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

 

ВернутьсяВернуться

ВверхВверх

 

Сайт управляется системой uCoz