Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

ВернутьсяВернуться

 

Колхозная песня
"Светлый ручей" в Большом театре

"Светлый ручей"На Новой сцене состоялась премьера балета "Светлый ручей" Алексея Ратманского. В нем хореограф совместил и дань истории Большого, которой театр так дорожит, что за несколько десятилетий едва не окостенел в верности традициям, и собственное видение светлого балетного пути.
В современную эпоху тотального дефицита хореографов 34-летний Ратманский превратился в "скорую помощь" для ведущих российских балетных трупп. Обычно его зовут после изматывающего сотрудничества с западными классиками, фантазия которых неизменно отказывается укладываться в рамки предварительных договоренностей. Поэтому сил на почтительное отношение с соотечественником, пусть и ставящим для Балета Сан-Франциско, Шведского Королевского балета и даже возведенным в ранг рыцаря ордена Датского флага (по совместительству с балетмейстерской работой Ратманский - премьер Королевского балета в Копенгагене), не остается: его загоняют в рамки производственной необходимости, то вставляя в руки готовый сюжет и музыку, заказанные для каких-нибудь гастролей, то благотворительно расчищают для танцев пять метров сцены, загруженной самовыражающимся художником, то вообще предлагают подстроиться под чужой канкан идей. И Ратманский вдохновенно, в "окнах" между собственными выступлениями, производит очередного фаворита Национальной театральной премии "Золотая маска" (впрочем, по каким-нибудь не доступным логике соображениям она почти всегда уплывает в другие руки).
"Светлый ручей", вопреки традиции, оказался выбором самого Ратманского. Услышав диск Геннадия Рождественского с записью этого балета Шостаковича, который в 1935 г. был раздавлен определением "Балетная фальшь" в передовице "Правды", хореограф чуть ли не год убеждал Большой театр в жизнеспособности спектакля о колхозе 30-х годов. Самыми недоверчивыми в этой ситуации оказались балетные звезды, в ходе постановочных репетиций одна за другой срывавшиеся с орбиты спектакля. Никакие ссылки на имена Лепешинской, Ермолаева, Моисеева, Суламифи и Асафа Мессереров, танцевавших в свое время главные партии в "Светлом ручье", делу не помогли: мало кто из премьеров осмелился увидеть себя не в пачках и трико, а в пестреньком ситчике. Впрочем, Ратманский известен тем, что ногами рядовых тружениц кордебалета способен сделать спектакль на зависть "божественным". Так же как и своей любовью к играм "с историей" и "в историю". Его дар оказался заразителен: на польках и фокстротах Шостаковича оркестр под руководством дирижера Павла Сорокина "оторвался", будто это Дунаевский, а художник Борис Мессерер (отец и тетка которого в ролях Классических танцовщиков украшают рекламный плакат премьеры), сначала расписав монохромный увертюрный занавес лозунгами "каждая кухарка должна научиться управлять государством", "Доярки, добьемся высоких удоев от каждой фуражной коровы!", "беспощадно громить и корчевать троцкистско-бухаринских выродков!", "всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы", потом разрисовал задники золотящимися нивами, пустил по ним "живые" трактора и самолетики, а в колхозном парке воздвигнул собственный вариант девушки с веслом.
Сам Ратманский, пересказывая историю о том, как в колхоз приехала бригада столичных артистов и как жена агронома Петра затейница Зина оказалась профессиональной балериной, параллельно с удовольствием реконструировал историю собственного искусства. Для этого ему не пришлось овладевать профессией хореолога и копаться в пыльных гарвардских архивах. Просто из своей генетической памяти он извлек спортивные пирамиды, азарт поставленных Игорем Моисеевым парадов физкультурников на Красной площади, кинохронику танцев Ольги Лепешинской и Петра Гусева - немыслимые "рыбки" вниз головой, фотографии Викторины Кригер, танцующей лезгинку на каком-то военном корабле. Впрочем, аутентичное воспроизведение стиля 30-х для Ратманского столь же бессмысленно, как и социологическое исследование советского колхоза в балете. И его балет выстроен по всем классическим канонам: пожилые колхозницы, как принято в респектабельных старинных балетах, вальяжным пешеходным шагом прогуливаются под задником, молодые колхозники и колхозницы вылетают на сцену общим огромным jete и дружно передвигаются акробатическим колесом, встретившиеся после многолетней разлуки подруги общаются на языке глухонемых - на самом деле, традиционной балетной мимикой, Петр объясняется в любви гастролерше, разумеется, приложив ладони к сердцу (Юрий Клевцов идеально соответствует этой роли по темпераменту и фактуре), которая, разумеется, балерина и демонстрирует темперамент, как и во времена Кшесинской, виртуозным соло на фоне кордебалета танцующих мужчин (Марии Александровой это удалось блестяще), а интрига раскручивается при помощи переодевания - Классический танцовщик является на свидание в костюме Сильфиды (Сергей Филин в этой роли круглил ручки корзиночками поточнее сильфид-женщин и, даже пародируя балетные штампы, не забывал об идеальной чистоте позиций).
Во взгляде Ратманского не отразилось никакого обличения нашего советского прошлого - его кубанский колхоз "Светлый путь" имеет те же географические координаты, что и пейзанская деревня на границе Силезии в "Жизели". Видимо, поэтому публика реагировала на него, как на фильм "Кубанские казаки" - предпочитая хохотать над водевилем и оставив истории ее трагические реалии.

"Ведомости", 2003, № 71, 23 апреля.

 

Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

 

ВернутьсяВернуться

ВверхВверх

 

Сайт управляется системой uCoz