Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

ВернутьсяВернуться

 

Нина Капцова

Н.КапцоваВ это сложно поверить, но и Галина Уланова, и Елена Образцова, прежде чем подняться на Олимп, были безвестными дебютантками, чьи имена ничего не говорили широкой публике. Поэтому мы открываем рубрику "Новые лица", в которой будем рассказывать о тех, кто еще не стал "лицом" Большого театра, но может им стать. А начинаем с артистов, лишь в этом театральном сезоне получивших звание солистов.
"Меня подкупило нежное, сияющее обаяние юной артистки, что само по себе - уже драгоценный дар... В ней была та редкая озаренность, которая позволила драматически сильно зазвучать теме веры в мечту", - так отозвалась о дебюте в главной партии "Щелкунчика" Нины Капцовой Людмила Семеняка.
С Ниной, которую многие узнали благодаря прямой телетрансляции этого новогоднего спектакля, мы общались в плохо освещенном служебном коридоре. Она выглядела бесконечно уставшей, еще более миниатюрной, чем на сцене. И совсем не была похожа на своих не ведающих печали героинь. Беззаботный образ судьбы, в которой был только успех, безжалостно разбивался.

-
Мне все в жизни достается через борьбу. Все время что-то приходится преодолевать - с детства. Я к этому даже привыкла. Бесконечные сложные обстоятельства меня мобилизуют. Кажется, именно потому, что мне ничто не дается само собой, я острее чувствую счастье, когда добиваюсь цели.

Нину Капцову заметили еще в училище. Но даже для того, чтобы попасть в него, ей в 10 лет пришлось проявить взрослый характер и убедить маму отвезти ее из родного Ростова-на-Дону учиться в Москву.

- Дома я лет с пяти устраивала спектакли: усаживала всю семью, включала пластинку с "Временами года" Чайковского и танцевала, сама изображала и Весну, и Лето, и Любовь. И всем заявляла, что буду балериной. К этому никто всерьез не относился - какая девочка не хочет быть балериной. Мой папа - кандидат философских наук, мама - преподаватель английского языка в институте. Так что профессионально с искусством в нашей семье никто связан не был, хотя все интересовались живописью, музыкой, театром. Меня отдали в танцевальный кружок. Об училище, где учат балету, даже не знала. В 8 лет мне подарили книгу о Московском хореографическом училище. После этого я решила, что обязательно буду учиться там. Мама объясняла, что балет - это тяжелый труд, что мне придется жить одной в интернате. Но, чтобы танцевать, я была согласна терпеть все.

В училище Нина всегда была лидером. Казалось, это не стоит ей никаких усилий. У одних были проблемы с освоением техники, у других - с артистизмом, у третьих - с формой. У Нины сольные партии следовали одна за другой - от детской "Маленькой симфонии", па де труа в "Щелкунчике", Куколки в "Коппелии" через очаровательный номер "Мы" к сложнейшим классическим па де де.

- Нагрузки были огромные. К тому же в классе я была самая младшая. А работала, как взрослая. Наверное, поэтому я рано узнала, что такое травмы. В первые годы учебы все осложнялось тем, что в Москве я была совершенно одна, а маму видела только по выходным - она приезжала ко мне каждую неделю.

В 13 лет Нина стала самым молодым стипендиатом международной благотворительной программы "Новые имена", много гастролировала за рубежом. Свое первое па де де (из "Тщетной предосторожности")она станцевала еще на первом курсе - случай в практике училища уникальный. К выпуску в ее репертуаре были па де де из Коппелии" и "Щелкунчика".


- Педагоги готовили нас к тому, что в театре все надо будет начинать с нуля - танцевать в кордебалете, доказывать свое право на маленькие афишные партии. Но мне сразу же доверили вставное па де де в "Жизели" и Редисочку в "Чиполлино". Я страшно удивилась, что все без усилий само идет в руки. Но станцевать ничего не успела - заболела гепатитом.

Когда через год Нина вернулась в труппу, о ней словно забыли. Пришлось заново доказывать свое право на сольные партии. Но постепенно Нина начала незаметный "захват" крошечных партий - на театральном языке, "четверок", "троек", "двоек".

- В театре моя единственная надежда и опора - мой репетитор Марина Викторовна Кондратьева. Даже когда я болела, она не забывала обо мнет - звонила, интересовалась моим здоровьем и не переставала верить в меня. Она - моя балетная мама. С ней легко работать - она делает много замечаний, но тихо и спокойно. Для меня это самое главное.

В минувшем театральном сезоне к первой главной партии - Музе в "Паганини" - добавились еще три: в "Щелкунчике", "Фантазии на тему Казановы" и "Анюте".

- Каждый выход на сцену - это радость! И неважно, главная у меня партия или крошечная. Я хотела бы танцевать так, чтобы танец мой был понятен не только любителям балета, но и случайным зрителям, чтобы образы моих героинь западали им в сердце. Если я не буду танцевать, просто умру. Свободного времени практически не бывает. Очень хотелось бы вспомнить, что такое играть на пианино - я занималась музыкой еще до поступления в хореографическое училище, а потом училась параллельно с балетом. Раньше я пела, и говорили, что у меня хорошо получается, советовали даже заняться вокалом профессионально. Страшно не хватает общения - для меня это больная тема. Но у меня до сих пор нет собственного дома, мы с мамой и папой скитаемся по чужим квартирам, так что друзей и пригласить некуда.

Но все, что не касается балета, Нина Капцова оставляет за кулисами. Зрителям остается лишь вслед за Клементом Криспом из английской "Файненшиал Таймс" восхищаться "очаровательной в той же мере, что и ее техника" балериной и ее "изысканными линиями и полной отдачей образу".

Журнал "Большой театр", сезон 1999-2000, № 3.

 

Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

 

ВернутьсяВернуться

ВверхВверх

 

Сайт управляется системой uCoz