Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

ВернутьсяВернуться

 

Балерина Светлана Захарова:
"Сильный характер - условие профессии"

С.ЗахароваС изящной силой вскинутая за ухо нога. Невесомый прыжок, отчетливо фиксирующий в воздухе шпагат. Стальная надежность ввинчивающегося в планшет сцены вращения. Так танцует Светлана Захарова. Она родилась 20 лет назад в провинциальном украинском городке Луцке, сейчас Светлана - самая младшая из знаменитого балеринского триумвирата Мариинского театра Лопаткина-Вишнёва-Захарова. Ее лицо множат глянцевые модные журналы. Ей посвящают рецензии балетные критики Москвы, Нью-Йорка, Лондона, Токио.

Светлана, год назад вы получили национальную театральную премию "Золотая маска" за выступление в балете Дж.Баланчина "Серенада". В этом году вновь повторили успех - в реконструкции балета М.Петипа "Спящая красавица". Это изменило вашу жизнь?


На следующее утро я проснулась тем же человеком. Правда, теперь все время помню: я должна танцевать безукоризненно.

Вы знаете ваших персональных почитателей?


Есть даже такие люди, кто ходил смотреть специально на меня, когда я танцевала в Больших лебедях в "Лебедином озере". Я считаю, это мои друзья.
За границей, когда приезжает "Kirov-ballet", - так нас там называют - обычно ажиотаж. На Западе зрители умеют выразить свой восторг. Это, конечно, приятно. Но я себя чувствую некомфортно, когда заходишь в магазин, а тебя сразу узнают, обращают внимание - балерина стоит. Меня это очень сковывает, я сразу пытаюсь скрыться. Другое дело, что у нас сейчас меньше стали уделять внимания балету. Это печально.

У вас нет желания поработать в другой труппе?


Иногда такие мысли приходят. По приглашениям я уже танцевала в Большом и в знаменитом аргентинском театре "Колон". Но уехать в другую труппу надолго - не представляю себе этого.

До 16 лет вы учились в Киевском хореографическом училище. Не страшно было поменять его на петербургскую Академию русского балета имени Вагановой?

Все время, пока я училась в Киеве, думала о Петербурге, о Вагановской академии - она всегда считалась самой лучшей школой. Это было недостижимой мечтой. В 1995 году я стала лауреатом конкурса "Ваганова-Prix", который проходил в Петербурге, и мне предложили перейти на третий курс Вагановской Академии - после первого в Киеве. Конечно, страшно было менять город, коллектив, всех педагогов. Мне было 15 лет, но я была уже совершенно сознательным человеком. Все друзья и брат, который учится в медицинском институте, тоже остались в Киеве...

Как вас принял Петербург, Мариинский театр?


Я легко привыкаю к новой обстановке. Петербург мне очень подошел, стал родным. Мне здесь настолько все нравилось! Ходила, смотрела и не верила: я - в этом училище, в этих залах.
Через год меня пригласили в Мариинский театр. Никакой ревности я не чувствовала. Может, потому что из нашего выпуска в труппу взяли много девочек и мы были все вместе. Нам помогали освоить репертуар, выучить порядок. Спектаклей было так много, что я просто не выдерживала, было очень трудно.

Еще в училище вы станцевали сложнейшие роли - Никию в "Тенях" из "Баядерки", "Умирающего лебедя". Трудно было после этого встать в кордебалет?


В театре я никогда по-настоящему не стояла в кордебалете - ни разу не танцевала в массовых сценах. Сразу начала с "четверок", "двоек" - с корифейских партий. А через два месяца работы, когда труппа уехала на гастроли, станцевала свою первую главную партию - Марию в "Бахчисарайском фонтане". Потом все быстро пошло по нарастающей: Жизель, Одетта-Одиллия в "Лебедином озере", Принцесса Аврора в "Спящей красавице", Терпсихора в "Аполлоне". Вообще, гастроли - это благо для начинающих. Когда основная часть труппы в отъезде, в Петербурге продолжают идти спектакли. И молодым в это время дают небольшие роли, а иногда целые спектакли.

Вам интереснее работать, когда все удается с первого раза или когда роль дается сложно?

Обо мне говорят: "У нее все так легко получается, ей же делать нечего". Но так кажется только со стороны. Преодоление мне интересно.

Что для вас самое приятное в вашей профессии?

Я очень люблю гастроли. Мне очень нравится приезжать в неизвестный мир, знакомиться с новыми странами, новыми людьми. Но после двух недель гастролей я начинаю изнывать, не могу видеть гостиницы. Очень люблю возвращаться домой. И, что интересно, не на Украину, где я прожила большую часть жизни, а именно в Петербург.

Кто вас ждет дома?

Мама. Но ждет она в театральном общежитии. Своего дома у меня пока нет. В общежитии довольно комфортно, но моя мечта - собственная квартира.

Вы неоднократно говорили еще об одной мечте - станцевать Никию в "Баядерке". Недавно она наконец исполнилась. Никия - очень сильная женщина. А вы сильный человек?


Думаю, у меня сильный характер. Но проявляется он только в критические моменты. Вообще, у любой балерины характер очень сильный, это условие профессии, ведь каждая хочет быть первой, лучшей. Главное, чтобы этот характер не отравлял жизнь окружающим.

Важнейшая черта Никии - страстность. А вам страсть знакома?

Я уже говорила в своих интервью, что не хочу отвечать на вопросы о личной жизни. Зритель должен видеть то, что происходит на сцене.

Вам не кажется, что страсть более многолика? В Никии, танцовщице, жрице храма, страсть к небу и танцу сочеталась с любовью к смертному. А вы готовы к полному самоотречению ради профессии или оставляете место для "жизни"?


Наверное, оставляю. Но в данный момент не получается. С утра до вечера в театре. После работы главное желание - дойти до дома, упасть и уснуть. А утром снова бежишь в театр.

"Экран и сцена", 2000, 27 июля.

 

Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет

 

ВернутьсяВернуться

ВверхВверх

 

Сайт управляется системой uCoz