|
|
Балерина Светлана Захарова:
"Сильный характер - условие профессии"
С
изящной силой вскинутая за ухо нога. Невесомый прыжок, отчетливо фиксирующий
в воздухе шпагат. Стальная надежность ввинчивающегося в планшет сцены
вращения. Так танцует Светлана Захарова. Она родилась 20 лет назад в провинциальном
украинском городке Луцке, сейчас Светлана - самая младшая из знаменитого
балеринского триумвирата Мариинского театра Лопаткина-Вишнёва-Захарова.
Ее лицо множат глянцевые модные журналы. Ей посвящают рецензии балетные
критики Москвы, Нью-Йорка, Лондона, Токио.
Светлана, год назад вы получили национальную театральную премию "Золотая
маска" за выступление в балете Дж.Баланчина "Серенада". В этом году вновь
повторили успех - в реконструкции балета М.Петипа "Спящая красавица".
Это изменило вашу жизнь?
На следующее утро я проснулась тем же человеком. Правда, теперь все время
помню: я должна танцевать безукоризненно.
Вы знаете ваших персональных почитателей?
Есть даже такие люди, кто ходил смотреть специально на меня, когда я танцевала
в Больших лебедях в "Лебедином озере". Я считаю, это мои друзья.
За границей, когда приезжает "Kirov-ballet", - так нас там называют -
обычно ажиотаж. На Западе зрители умеют выразить свой восторг. Это, конечно,
приятно. Но я себя чувствую некомфортно, когда заходишь в магазин, а тебя
сразу узнают, обращают внимание - балерина стоит. Меня это очень сковывает,
я сразу пытаюсь скрыться. Другое дело, что у нас сейчас меньше стали уделять
внимания балету. Это печально.
У вас нет желания поработать в другой труппе?
Иногда такие мысли приходят. По приглашениям я уже танцевала в Большом
и в знаменитом аргентинском театре "Колон". Но уехать в другую труппу
надолго - не представляю себе этого.
До 16 лет вы учились в Киевском хореографическом училище. Не страшно
было поменять его на петербургскую Академию русского балета имени Вагановой?
Все время, пока я училась в Киеве, думала о Петербурге, о Вагановской
академии - она всегда считалась самой лучшей школой. Это было недостижимой
мечтой. В 1995 году я стала лауреатом конкурса "Ваганова-Prix", который
проходил в Петербурге, и мне предложили перейти на третий курс Вагановской
Академии - после первого в Киеве. Конечно, страшно было менять город,
коллектив, всех педагогов. Мне было 15 лет, но я была уже совершенно сознательным
человеком. Все друзья и брат, который учится в медицинском институте,
тоже остались в Киеве...
Как вас принял Петербург, Мариинский театр?
Я легко привыкаю к новой обстановке. Петербург мне очень подошел, стал
родным. Мне здесь настолько все нравилось! Ходила, смотрела и не верила:
я - в этом училище, в этих залах.
Через год меня пригласили в Мариинский театр. Никакой ревности я не чувствовала.
Может, потому что из нашего выпуска в труппу взяли много девочек и мы
были все вместе. Нам помогали освоить репертуар, выучить порядок. Спектаклей
было так много, что я просто не выдерживала, было очень трудно.
Еще в училище вы станцевали сложнейшие роли - Никию в "Тенях" из "Баядерки",
"Умирающего лебедя". Трудно было после этого встать в кордебалет?
В театре я никогда по-настоящему не стояла в кордебалете - ни разу не
танцевала в массовых сценах. Сразу начала с "четверок", "двоек" - с корифейских
партий. А через два месяца работы, когда труппа уехала на гастроли, станцевала
свою первую главную партию - Марию в "Бахчисарайском фонтане". Потом все
быстро пошло по нарастающей: Жизель, Одетта-Одиллия в "Лебедином озере",
Принцесса Аврора в "Спящей красавице", Терпсихора в "Аполлоне". Вообще,
гастроли - это благо для начинающих. Когда основная часть труппы в отъезде,
в Петербурге продолжают идти спектакли. И молодым в это время дают небольшие
роли, а иногда целые спектакли.
Вам интереснее работать, когда все удается с первого раза или когда
роль дается сложно?
Обо мне говорят: "У нее все так легко получается, ей же делать нечего".
Но так кажется только со стороны. Преодоление мне интересно.
Что для вас самое приятное в вашей профессии?
Я очень люблю гастроли. Мне очень нравится приезжать в неизвестный мир,
знакомиться с новыми странами, новыми людьми. Но после двух недель гастролей
я начинаю изнывать, не могу видеть гостиницы. Очень люблю возвращаться
домой. И, что интересно, не на Украину, где я прожила большую часть жизни,
а именно в Петербург.
Кто вас ждет дома?
Мама. Но ждет она в театральном общежитии. Своего дома у меня пока нет.
В общежитии довольно комфортно, но моя мечта - собственная квартира.
Вы неоднократно говорили еще об одной мечте - станцевать Никию в "Баядерке".
Недавно она наконец исполнилась. Никия - очень сильная женщина. А вы сильный
человек?
Думаю, у меня сильный характер. Но проявляется он только в критические
моменты. Вообще, у любой балерины характер очень сильный, это условие
профессии, ведь каждая хочет быть первой, лучшей. Главное, чтобы этот
характер не отравлял жизнь окружающим.
Важнейшая черта Никии - страстность. А вам страсть знакома?
Я уже говорила в своих интервью, что не хочу отвечать на вопросы о личной
жизни. Зритель должен видеть то, что происходит на сцене.
Вам не кажется, что страсть более многолика? В Никии, танцовщице, жрице
храма, страсть к небу и танцу сочеталась с любовью к смертному. А вы готовы
к полному самоотречению ради профессии или оставляете место для "жизни"?
Наверное, оставляю. Но в данный момент не получается. С утра до вечера
в театре. После работы главное желание - дойти до дома, упасть и уснуть.
А утром снова бежишь в театр.
"Экран и сцена", 2000, 27 июля.
|