|
|
Прямо in the middle
Первый
московский международный балетный фестиваль "Grand pas" прошел
в рамках нового проекта Правительства Москвы "Лицо России".
Масштабную многодневную акцию подобного размаха не смог поднять даже Большой
театр - его шестидневный мини-фестиваль "Звезды мирового балета на
сцене Большого" с участием Хосе Мануэля Карреньо, Йохана Кобборга
и Владимира Малахова, украсивший начало прошлого сезона, продолжения так
и не получил. Зато Гедиминас Таранда после девяти дней трудовой вахты
пригласил зрителей на свидание в сад "Эрмитаж" через год.
Таранде вообще всегда удается все, за что он берется. Еще десять лет назад,
будучи премьером Большого, он умел подкармливать товарищей по работе краткосрочными
заграничными вояжами - за что и был уволен Юрием Григоровичем. Но без
работы не остался: организовал собственную труппу. И, несмотря на скудный
творческий потенциал, смог обеспечить ей вполне благополучное - на фоне
многочисленных московских балетных коллективчиков - существование: нашел
конвертируемое название "Имперский русский балет", заполучил
в патроны Майю Плисецкую, наштамповал ходовую классику - "Щелкунчика",
"Жизель", "Пахиту", "Шопениану", "Спящую
красавицу", вечер балетов Фокина, обзавелся одной из лучших сцен
- уютной и театральной "Новой оперой" с оркестром этого театра
в придачу. Люди понимающие от "Имперского русского балета" воротят
нос, однако Таранда преуспевает: в отличие от большинства коллег, успешно
продает труппу хотя и не в мировые столицы, но в цивилизованные страны
- США, Финляндию, Израиль, Испанию.
Так же было и с фестивалем: заинтересованные масштабным предприятием зрители,
в котором были анонсированы Алина Кожокару, Джулия Кент, Элизабет Платель,
Манюэль Легри, Диана Вишнева, хотя и закатывали в ужасе глаза от смешения
французского с нижегородским, спектакли посещали усердно - зал, несмотря
на нераспроданные билеты, был полон. На нем почти не отразился даже стремительный
откат звезд: в последний момент все именитые импортные гастролеры, не
соблазнившись московской золотой осенью, предпочли остаться дома.
В сложной ситуации Таранда сумел сохранить лицо, придав своему детищу
признаки ликбеза. Самым удачным ходом "Grand pas" стало приглашение
труппы Леонида Якобсона - петербургского театра "Хореографические
миниатюры", не выступавшей в Москве почти 10 лет. Но вся остальная
программа фестиваля оказалась слеплена по традиционному в таких случаях
лекалу: приглашенные солисты были вставлены в привычные для них - и для
зрителей - рамы классики. Кореянка по рождению, петербурженка по воспитанию
и балерина центральной Европы по месту нынешней прописки (Национальный
балет Нидерландов) Джу Янг Ким, обладательница золотой медали парижского
конкурса-98, танцевала "Щелкунчика" (ее партнером был Николай
Цискаридзе), как и положено балерине с хорошем генеалогическим наследством.
Самой интригующей звезде фестиваля - 23-летнему Денису Матвиенко достались
"Пахита" с премьершей "Имперского русского балета"
Ириной Сурневой и "Жизель", где его партнершей стала Лиза-Мари
Каллум - миниатюрная балерина новозеландского происхождения, уже десять
лет делающая европейскую карьеру (в последнее время она является ведущей
солисткой Баварского балета, танцует с Владимиром Малаховым и Роберто
Болле). Из них только Матвиенко был известен в Москве до фестиваля. Однако
два его предыдущих выступления - одно с "Имперским русским балетом"
в "Тенях" из "Баядерки", второе - в каком-то торжественном
гала в Большом - прошли незамеченными. С третьей попытки обладателю гран
при трех международных конкурсов удалось наконец привлечь к себе внимание.
И даже найти поклонников - среди любителей статистики, у которых основанием
для восторга может служить дополнительный пируэт. Прямой противоположностью
ему оказалась партнерша - Лиза-Мари Каллум принадлежит к той категории
балерин, которые делают карьеру не столько ногами, сколько головой. Родись
она в Москве или Петербурге, ей не удалось бы добраться даже до старших
классов хореографического училища - природа оказалась к ней не слишком
щедра. Несмотря на обучение по методике Чекетти, не наработала Каллум
и виртуозности - в том понимании, что позволяет балерине танцевать трюковые
па де де из "Эсмеральды" или "Корсара". Тем не менее,
смотреть ее Жизель так же увлекательно, как читать хорошую книжку: не
взмывая под колосники, не утрируя количество вращений, не усердствуя в
изображении наивности и страданий, Каллум дает урок балетной пунктуации,
где температура переживаний в каждой сцене выверена с той же тщательностью,
что и градус подъема ноги в арабеске или выворотности стоп.
Меньше всего повезло отечественным танцовщикам, на откуп которым были
отданы спектакли, в которых местными балетоманами они заучены наизусть.
Андрей Уваров танцевал свою лучшую роль - Принца Дезире - в обрамлении
заваливавшихся на разные стороны, как избушки на курьих ножках, кордебалета
и корифеев. За день до этого он же с Надеждой Грачевой неожиданно влетел
в "Жизель". Юлия Махалина и Фарух Рузиматов в очередной раз
упражнялись на "Шехеразаде".
Однако главным просчетом "Grand pas" оказались два концерта,
которые имели право на приставку гала только с учетом их продолжительности.
В них организаторы фестиваля воткнули, судя по всему, всех импортных солистов,
которым смогли сделать визы: мелькнули солисты варшавского Театра Вельки,
Венгерской Национальной Оперы, Большого и Мариинского театров, Национальной
оперы Украины, Штутгартского балета, неаполитанского театра Сан Карло,
"Имперского русского балета". Однако среди всей этой огромной
массы танцовщиков, претендовавших на статус звезд мирового балета с весьма
различной долей прав, некоторых хотелось рассмотреть подробнее: в первую
очередь, слегка размягчивших строгую архитектуру форсайтовского "In
the middle…" Алисию Аматриен и Фридмана Фогеля из Штутгартского балета,
пылкую польскую Джульетту Изабеллу Милевску, юных киевлян Наталью Домрачеву
и Сергея Сидорского, уже засветившихся на нескольких балетных конкурсов.
Для них, к сожалению, у "Имперского русского балета" спектаклей
не хватило. Однако Гедиминас Таранда с мастерством Игоря Кио умеет превращать
боевые раны в свои ордена. А мэрская программа "Лицо России"
рассчитана на шесть ближайших лет.
"Культура", 2002, № 39, 26 сентября - 2 октября.
|