Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет
Все статьи раздела
XXYI Ballet-Tage (2000) |
Тот самый стиль"Бриллианты
американского балета. Все звезды Нью-Йорка" - под таким названием анонсировался
единственный концерт ведущих солистов New York City Ballet, American Ballet
Theatre и Alvin Ailey American Dance Theatre на сцене Большого театра.
Тошнотворная банальность вывески и агрессивность рекламы провоцировали
мысли о грандиозной халтуре, тем более что "бриллиантами" в Москве теперь
любят называть участников любой провинциальной балетной тусовки. Когда
стайка мальчиков и девочек в болоньевых куртках выгрузилась из автобуса
перед Большим театром и с канареечным щебетом кинулась фотографироваться
на фоне восьми колонн, подозрение, что московских балетоманов в очередной
раз "кинули", начало перерождаться в уверенность. После долгого и тяжелого
перелета из Нью-Йорка лишь Палома Эррера, хорошо знакомая Москве по многочисленным
гала, держалась с той "звездностью", которую любят продемонстрировать
балетные идолы русской сборки. Впрочем, подозрительным выглядело само
стремление прямо с самолета попасть в репетиционный класс: наши танцовщики
давно приучили к мысли, что главное условие успешной карьеры - отсутствие
перегрузок и чрезмерного профессионального рвения. Но гости вынули из
огромных баулов персональные коврики и, разложившись на них морскими котиками,
принялись тянуть затекшие ноги. Балетные критики, до этого с энтузиазмом
обсуждавшие убийственность электрического света для лиц, лишенных намека
на "подчеркивание естественной красоты", мгновенно смолкли. Еще не выходя
на сцену, американцы показали тот самый стиль, о котором московские балетоманы
грезят, до дыр затирая пиратские записи спектаклей NYCB, ABT и Alvin Ailey
American Dance Theatre. И без эффектов джазовых мелодий, урбанистических
пейзажей Нью-Йорка, черных леотард, подчеркивающих вытянутый силуэт, хламидные
спортивные костюмы не скрывали бисерной работы пуантов, рапирных ударов
батманов, стрельчатых арабесков, импульсивных прыжков и беззаботной бесчисленности
пируэтов. Романтические грезы девушек, танцующих под Дюка Элингтона, их
сухопарая спортивность, подчеркнутая аристократизмом маленьких пачек,
фривольность, укрощенная классической строгостью, распущенные волосы и
живые чувства - таким 20 лет назад оставил американский балет его русский
основатель Джордж Баланчин. О том, как в аутентичном варианте он выглядит
сейчас, в Москве знают единицы профессионалов - те, для кого не проблема
доехать до Линкольн-центра. ABT видели в России единственный раз в 1960
году, NYCB не приезжал с 1972 года, а труппа Алвина Эйли - с 1989-го.
Поэтому организаторы концерта почти полностью отказались от традиционной
окрошки международных гала: в нем не осталось ничего от Мариуса Ивановича
Петипа, иностранный акцент в котором коробит любого русского балетомана.
О европейских миссионерах, наводнявших Соединенные Штаты "до Баланчина",
напомнил лишь самый первый номер программы - Классическое па де де на
музыку Обера в хореографии Виктора Гзовского. Репертуар был выстроен как
лекция первоклассного историка американского балета, не забывающего научный
интерес скрещивать с житейской занимательностью. Однако если хореография
Энтони Тюдора, Алвина Эйли, Джерома Роббинса, Уильяма Форсайта и Баланчина,
Баланчина, Баланчина для Москвы все же известна и, собранная в одном концерте,
поразила лишь разнообразием, но не новизной, то лица новых американских
звезд выглядели совершенно незнакомыми. Агрессивная реклама на этот раз
не обманула - в Россию действительно привезли бриллианты. И хотя они различались
по величине и красоте огранки, каждый был достоин подробного рассмотрения.
Мишель Уайлес и Дэвид Холберг 20-летний Холберг и его увенчанная многочисленными
конкурсными наградами партнерша - единственные в гастрольной команде артисты,
не являющиеся ведущими солистами своей компании - American Ballet Theatre.
Но именно с этой пары у театра связаны главные надежды на будущее. На
долю Уайлес и Холберга выпало самое сложное - открывать концерт на сцене
Большого и предстать в цитадели классики в образцовом академическом Па
де де Обера. С задачей танцовщики справились, хотя, вопреки декларируемой
классической традиции, первенство у балерины отобрал партнер. Он безмятежно
парил над огромной сценой, перекрывая ее прыжками, столь же безмятежно
рассыпался в мелких антраша и при этом вовремя успевал галантно подать
руку партнерше. Уайлес, получившая хорошую выучку в вашингтонской Школе
Кировского балета Олега Виноградова и сейчас репетирующая под руководством
Ирины Колпаковой, впечатления не портила. Прямолинейной американке было
лишь неимоверно скучно изображать из себя аристократку, когда другие "отрывались"
в современных ритмах. Венди Вилан Эта звезда New York City Ballet в минувшем
году дважды танцевала в Петербурге, но никогда раньше не бывала в Москве.
Между тем, она признана одной из образцовых баланчинисток наших дней -
Вилан пришла в труппу в 1984 году, через год после смерти хореографа,
когда он еще не перешел в сферу балетных преданий. Высокая, спортивная,
с суховатым прозрачным силуэтом, она является воплощением урбанистического
стиля Баланчина, исполняя около 30 главных партий в его спектаклях. Но
в Москве Венди Вилан танцевала образцы современной балетной радикальности
- фрагменты из спектаклей "Херман Шмерман" Уильяма Форсайта и "Литургия"
Кристофера Уилдона. Балерины Баланчина всегда славились тем, что были
не заводными куклами для выполнения фуэте, а интеллектуалками, определявшими
нью-йоркскую художественную моду. Вилан продолжила традицию. Оба хореографа
создали эти опусы специально для нее, увидев за хрустальным фасадом баланчинской
балерины нервность и пластическую угловатость сегодняшнего дня. Джок Сото
и Альберт Иванс Два ведущих солиста New York City Ballet приехали в Москву
как партнеры Венди Вилан. Когда оба только появились в репетиционном зале,
наблюдатели переглянулись: два мощных кряжистых парня - один индейского,
второй - афро-американского происхождения, - больше напоминали чемпионов
по тяжелой атлетике. Станцевать соло на московском концерте им не пришлось,
но особенно эффектной оказалась та легкость, с которой они на скоростях
"Формулы-1" перемещались по сцене, манипулируя партнершей. Мэтью Рашинг
В Москве он оказался единственным солистом компании, которая в принципе
не признает солистов, - Alvin Ailey American Dance Theatre. Почти пятнадцать
лет блистая в этой труппе, Рашинг как никто умеет одном движением плеча
заставить зрителей биться о стены лож. в В "Песне для тебя" и "Грешнике"
- двух постановках классика американского модерна Алвина Эйли - он жгучими
пластическими изгибами он идеально проиллюстрировал взрывоопасность кошачьей
мягкости африканского танца. Итан Стифел Нью-йоркские балетные критики
именуют его лучшим танцовщиком Америки, Королевский балет Великобритании
четыре года выписывал Стифела из-за океана на отдельные спектакли, а на
фестивале "Мариинский" он за полчаса влюбил в себя петербургских балетоманов,
обычно умеющих разглядеть пятна в любом заграничном светиле. Шесть лет
назад побег танцовщика из рафинированного New York City Ballet в эклектичный
и роскошный American Ballet Theatre переполошил балетный мир не меньше,
чем в свое время "прыжок к свободе" Рудольфа Нуреева. В Москве до нынешнего
концерта Стифел побывал дважды - и оба раза промелькнул ракетой, успев
продырявить атмосферу в мозгах профессионалов и почти не обратив на себя
внимания балетоманов. На этот раз он вышел на сцену в главном хите Баланчина
- Классическом па де де на музыку Чайковского. И новоявленная звезда АВТ
и просто прекрасная танцовщица Джиллиан Мерфи превратилась лишь в фон
для партнера, хотя он предупредительно пропускал ее на первый план. Миниатюрный
вихрастый блондин, увидев перед собой необъятные просторы сцены Большого,
с таким задором принялся осваивать это пространство, что выглядел не респектабельной
звездой, а авантюрным подростком. Однако он может быть и совсем иным:
изысканным аристократом в "Танцах Шопена" (в них Стифел, которого называют
идеальным современным исполнителем Баланчина, играл в соперничество с
другим лихим виртуозом - Дамианом Ветзелем), и простодушным американским
парнем, от которого сходят с ума школьницы, в еще одном баланчинском шедевре
"Who cares?". Дамиан Ветзель и Палома Эррера Это странное сочетание премьера
New York City Ballet и звезды American Ballet Theatre не просто хорошо
известно, но и любимо в Москве с тех пор, как в 1994 году они вместе станцевали
балеты "Аполлон", "Дон Кихот" и па де де "Звезды и полосы" во славу американского
флага. Эррера за это время из 19-летнего аргентинского вундеркинда преобразилась
в успешную ведущую солистку АВТ. Набравшись опыта и солидности, она все
же заставляет ностальгировать о том первом приезде в Москву, о бесшабашной
смелости, с которой она в бесчисленных пируэтах, заносках и поддержках
кокетливо демонстрировала главный козырь - умопомрачительные стопы. Зато
для Ветзеля время летит, будто не задевая его: он уже почти 20 лет остается
фирменным знаком NYCB - его тело точностью звучания напоминает идеальный
инструмент Страдивари, а каждый выход из-за кулис по-прежнему превращается
для него в увлекательное приключение. И тонкое кружево "Танцев Шопена"
для него столь же экстремально, как и виртуозность "Звезд и полос". Для
тех, кто за два часа столпотворения звезд еще думал, что 6 тысяч рублей
- чрезмерная плата за американские бриллианты, вместо общей "бисовки"
показали балет "Who cares?", в котором нашли друг друга музыка Гершвина
и хореография Баланчина. И если кому-то было мало разлитых на два отделения
сливок американской хореографии, то соединение в одном спектакле семерых
"бриллиантов" должно было убедить, что осенний концерт стал одним из важнейших
событий русско-американских культурных связей. |
|
Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет |
||
© Copyright 2001
Автор проекта - Л. Бибер