|
|
Не в том формате
показал Сильви Гиллем Королевский балет
Королевский
балет Великобритании открыл свой петербургский сезон на фестивале "Звезды
белых ночей". Сильно опустевший после второго отделения зал Мариинки
рапортовал, что в тридцатиградусную жару народ кинул свои дачи исключительно
ради того, чтобы собственными глазами взглянуть на Сильви Гиллем. 38-летнюю
французскую суперзвезду демонстрировали в "Маргарите и Армане".
Но свой главный козырь англичане утрамбовали между "Les Scenes de
ballet" Фредерика Эштона и "Песней о земле" Кеннета Макмиллана.
В России этих хореографов знают как почтенных старцев, чьи многоактные
и многословные спектакли - воплощение английской респектабельности, хорошего
вкуса, уважения к литературе и полного отсутствия чувства времени: в прошлом
году "Тщетной предосторожностью" Эштона обзавелся Большой, а
в Мариинском театре идет "Манон" Макмиллана.
Движимые миссионерскими чувствами, в первый вечер организаторы гастролей
попытались стереть знакомые черты со своих классиков. Макмиллановская
"Песне о земле" на музыку вокального цикла Малера оказалась
тем удобрением почвы симфонического танца, на котором позже взойдет талант
Джона Ноймайера. Мобильные "Les Scenes de ballet" (это традиционное
франкоязычное название почему-то решили перевести на русский) Эштона производства
1948 г. - явный отклик на "Le Palais de Crystal", созданный
Баланчиным для парижской Opera годом раньше: на месте Стравинский, простые
голубые пачки, силуэт ренессансного палаццо и балерина, энергией своих
ног призванная соперничать с электростанцией.
На долю Гиллем достался еще один спектакль Эштона - "Маргарита и
Арман". Этот балет 40-летней выдержки, вдохновленный идеальным партнерством
Марго Фонтейн и Рудольфа Нуреева, - квинтэссенция английской хореодрамы,
превыше всего ценящей артистический драматизм и породистость манер. В
получасовой спектакль уместились туберкулезный кашель, летящие в лицо
пачки денег, балы, драпировки, кринолины, взволнованная, но лишенная шопеновской
меланхолии музыка (в основе - соната си-минор для фортепиано Листа) -
все то, что ассоциируется с оперной "Травиатой".
Поставленный как четыре объяснения Маргариты и Армана (знакомство, деревенская
идиллия, объяснение на балу и болезнь Маргариты), балет Эштона почти не
отпускает главных героев со сцены. Однако хореограф создавал его как бенефис
44-летней Фонтейн и 25-летнего Нуреева. Невероятным соединением силовой
советской выучки, чистоты датской школы и английской кантилены блистал
юный танцовщик. Фонтейн, переживавшая критический для классической примы
возраст, пленяла тем, что на языке балетных виртуозов презрительно называется
"кружевами" - и что никто за эти 40 лет не научился делать лучше
нее.
Поэтому разглядеть в "Маргарите и Армане" Сильви Гиллем, даже
когда она лежит во весь свой двухметровый рост на кушетке, содрогаясь
от кашля, не просто. По балетному небосклону конца ХХ века она пронеслась
словно тайфун: Гиллем не просто трансформировала каноны исполнения Жизели
или Раймонды - она взломала само представление о балерине как о существе
из потустороннего мира, вещающем о каких-то неведомых и неслыханных зовах
неба. Соединив в себе новый взгляд на классический танец и уникальные
физические возможности, Гиллем также изменила представления о балете,
как до нее Тальони, Павлова, Семенова и Плисецкая.
Но в "Маргарите и Армане" от исполнительницы требуются не взрывы
традиций, а их почитание. Полутона и недоговоренность, которых нет в вулканическом
характере этой танцовщицы. По камерным сценам эштоновского балета она
мчится на экспрессии Матса Эка, словно Шумахер на "Запорожце".
Сам волевой облик этой женщины, которая вдохновила Бежара на спектакль
"Сиси - королева-анархистка", кажется нелепым в сочетании с
рюшами, оборками, локонами, цветочками на груди и на макушке. По "Маргарите
и Арману" можно составить представление о роскошных рыжих волосах
балерины, которые она распускает в финальной сцене, но не о масштабе ее
таланта. Наблюдая эти гонки по бездорожью, рядом с которыми в тень уходит
даже партнер - Николя Ле Риш, этуаль парижской Opera и один из лучших
танцовщиков современности, понимаешь, что в потоке балетных звезд, которые
ежегодно наполняют Россию, самую главную мы все-таки упустили.
"Ведомости", 2003, июль.
|