|
|
Отраженный в Бежаре
Два
спектакля - "Невский проспект" и "Пилигримы" - показал в Москве на сцене
Концертного зала имени Чайковского Ансамбль современного балета из Тосканы.
Неизвестная труппа смогла вызвать некоторый интерес избалованной столичной
публики благодаря своему создателю и руководителю Мише ван Хуке.
В балетном мире это имя: ученик Ольги Преображенской и Ролана Пети, один
из любимейших танцовщиков Бежара, на протяжении 22 лет бывший солистом
"Балета ХХ века", а затем - художественным руководителем его же школы
"Мудра". 20 лет назад отпочковавшись от Бежара и создав собственный Ансамбль
современного балета, Миша ван Хуке, как и большинство танцовщиков "Балета
ХХ века", в душе остался артистом Бежара.
Бежар стал балетным гуру для целого поколения. Он превратил кастовое искусство,
в котором арабеск прима-балерины может быть важнее содержания четырехактного
балета, в массовое. Пируэты и прыжки использовал для рассказа о катаклизмах
человеческого существования. А для обращения неофитов в собственную веру
превратил балет в эстрадное шоу, синтезировав танец, пение, драматический
театр. Любимой сценической площадкой Бежара стали стадионы и городские
площади. Его танцовщики - уходившие от него со страшными скандалами или
сохранившие дружбу с ним на всю жизнь, - навсегда остались выразителями
этих идей.
С годами конкистадорский пыл угас. Последние спектакли Бежара демонстрируют
распыление художественной воли. Но вокруг него самого и его бывших солистов
по-прежнему сбивается молодежь - та, что не успела родиться ко времени
подлинной революции Бежара и мечтает приобщиться к ней сейчас.
В Италии - стране с великим балетным прошлым и скудным настоящим - имидж
бежаровского солиста уже 20 лет позволяет существовать труппе Миши ван
Хуке. Как и большинство мелких балетных компаний, она ведет кочевой образ
жизни. Несмотря на рекламу "лучших молодых танцовщиков", амплитуда их
профессиональных возможностей огромна. Среди них встречаются и выпускники
престижных балетных школ, и переквалифицировавшиеся в танцовщиков актеры.
Спектакли ван Хуке не требуют изощренного хореографического мастерства.
Режиссура для него интереснее хореографии, владение словом важно не меньше,
чем танцем. А умение красиво встать в с гордостью обыгрывается в любой
роли. Как и балеты Бежара, спектакли ван Хуке созданы для улиц и площадей.
И в "Пилигримах", проповедующих единение мировых религий (тема, давно
облюбованная Бежаром), среди героев неожиданно оказываются Боб Дилан и
Хорхе Донн. А в "Невском проспекте", на фоне звучащего по-итальянски текста
Гоголя, Акакий Акакиевич обитает в современном офисе, где танцуют под
джаз и техно.
Для ван Хуке мир навсегда застыл отраженным в Бежаре. В соответствии с
установками учителя, он адаптирует великую классику и великие идеи для
массового сознания. 10 лет сотрудничества с Риккардо Мути, Лукой Ранкони
и Лилианой Кавани на его творчестве не отразились.
"Ведомости", 2001, № 17, 1 февраля.
|