Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет
Все статьи раздела
XXYI Ballet-Tage (2000) |
Чайка по имени Джон Ноймайер Еще
20 лет назад Майя Плисецкая, сочинившая и лично станцевавшая "Чайку" и
"Даму с собачкой", доказала, что Чехов на балетный язык не переводим:
на пуантах загадочная русская душа, русская тоска и русские березки воспроизводятся
либо как китч, либо не воспроизводятся вообще. Джону Ноймайеру, поставившему
свою "Чайку" в Гамбургском балете и показавшему ее на сцене Мариинского
театра, элементы этнографического стиля не понадобились. В его спектакле
нет ни вишневых садов, ни звуков лопнувшей струны. В соответствии с немецкой
театральной традицией, которая всегда узнаваема в почерке этого хореографа,
к чеховской пьесе он относится не как интерпретатор, а как соавтор. В
его "Чайке" живописные картины быта и несколько любовных историй подчинены
противостоянию искусства нового и архаического. Увлеченный коллекционер
открыток и альбомов эпохи русского Императорского балета, действие своей
"Чайки" Ноймайер переместил в балетный мирок столетней давности. Аркадина
трансформировалась в прима-балерину эпохи Кшесинской, Тригорин вызывает
ассоциации с братьями Легатами - балетмейстерами классической школы, превратившими
достижения Петипа и Иванова в застывшие догмы, Треплев и Нина - создатели
того русского балетного авангардизма, которые оказались сметены революционным
ураганом. В отличие от своего ранней, уже хрестоматийной "Дамы с камелиями"
(которой, кстати, завершаются нынешние гастроли Гамбургского балета в
Петербурге), здесь хореограф, которому принадлежит и оформление спектакля,
свел к минимуму историческое жизнеподобие роскошных интерьеров и костюмов.
Основа сценографии - деревянная лестница из кулис на сцену и подиум в
центре, на котором в первом действии Костя Треплев показывает свой спектакль
"Душа чайки", во втором - Нина танцует в московском ревю, а Тригорин в
Императорском театре показывают "Смерть чайки". Гораздо важнее скамеек,
кресел, столов и прочей усадебной утвари, которая появляется по ходу действия,
в этом спектакле свет - именно он, то почти нейтрально белый, то голубоватый,
то синий, на котором эффектно прочерчивается силуэт одинокого дерева и
Треплева, следящего за любовным дуэтом Нины и Тригорина, создает атмосферу
ноймайеровской "Чайки". Последний виртуоз в создании полнометражных сюжетных
балетов, в этом спектакле Ноймайер испытывает единственную сложность -
гипертрофированный пиетет перед Чеховым. Он оставил на месте всех героев.
Доктор Дорн, школьный учитель Медведенко, управляющий поместьем Шамраев
даже не поменяли занятий. Актерские работы Себастьяна Тиля, Питера Дайнгла
и Ярослава Иваненко стали бонусом для поклонников Гамбургского балета.
Ноймайер - чуть ли не единственный сегодня хореограф, который умеет переложить
на ограниченный язык классических pas и неудовлетворенность Кости (Иван
Урбан) и Нины (Хезер Юргенсон), и утомленность Аркадиной (Анна Поликарпова)
и Тригорина (Отто Бубеничек), и метания Маши (Жоэль Булонь), и тоску Сорина
(Ллойд Риггинс) и его жены Полины Аркадьевны (Нюрка Моредо). Но это многолюдье
(у Ноймайера танцуют все, включая Якова и Диму, работников в поместье
Сорина) - единственное нарушение вызывающе скупого стиля этой "Чайки".
Спектакль, который Ноймайер поставил в год своего 60-летия (премьера состоялась
прошлым летом), оказался знаковым: он объединил любовь постановщика к
созданию драматических образов и талант в построении абстрактных композиций,
когда хореограф стилизует авангардные поиски Треплева и анахронизм опуса
Тригорина. Это именно тот тип спе5ктакля, о котором грезят современные
русские балетные театры. Именно поэтому Джон Ноймайер - самая желанная
фигура на пост-советском пространстве, за сотрудничество с которым бьются
Большой и Мариинский театры. |
|
Интродукция || Антре || Вариации || Кода || Гран па || Па д' аксьон || Гала || Антракт || Фуршет || Тет-а-тет |
||
© Copyright 2001
Автор проекта - Л. Бибер