|
|
Ирма Ниорадзе:
Спектакль - это напряжение в тысячу вольт
Еще
пять лет назад Мариинский театр воспринимал каждый визит в Москву как
отчет. С каким настроением вы едете в Москву сейчас? Насколько это ответственно
для труппы, которая имеет международное реноме?
Для меня лично каждый спектакль является праздником, независимо от того,
где он проходит: сам процесс подготовки наполнен необыкновенными чувствами,
в это время я живу совершенно особой жизнью. А встречи с московской публикой
я всегда жду с особой радостью - в Москве меня всегда очень хорошо принимают.
Вообще, мне кажется, москвичи очень любят Мариинский театр. Вспоминаю
гастроли 1998 года. Это была очень ответственная поездка - тогда наше
поколение труппы впервые выступало в Москве. Я помню, что по ночам даже
не спала, ноги-руки были холодные, на нервной почве похудела. Как любой
балерине, мне хотелось, чтобы на сцене воплотилось все то, что было наработано
в репетиционном зале. Я танцевала Китри в "Дон Кихоте", Гамзатти
в "Баядерке" и Первую часть в "Симфонии до мажор".
Тогда, как мне кажется, все прошло хорошо. Сейчас я тоже готовлюсь очень
серьезно, потому что мне предстоит впервые исполнить главную партию в
балете Ролана Пети "Юноша и Смерть".
Дебют на чужой сцене осложняет жизнь?
Конечно, это даже не двойное, а тройное волнение. Но для меня это не первый
подобный случай: дуэт из балета "Кармен" я тоже впервые танцевала
в Москве, а уже в Петербурге исполнила этот спектакль полностью. Надеюсь,
Москва меня благословит и в новом балете.
Вы не боитесь непредвиденных накладок?
Когда выходишь на сцену, нужно идти только вперед, думая только о том,
что ты хочешь донести до публики. Спектакль - это напряжение в 1000 вольт,
и нужно уметь сконцентрировать волю. Например, недавно я без единой репетиции
влетела в "Манон", балет, который наполнен адажио с труднейшими
поддержками. В запасе у меня была только ночь. Я прокрутила в голове весь
порядок. Но этого, конечно, недостаточно: главное - собраться. В такой
ситуации особенно важно, как тебя встретит публика. Первая сцена прошла
хорошо, и это меня вдохновило. А когда во второй сцене я забывала порядок,
артисты, которые были рядом со мной, сами мне подсказывали. Все прошло
настолько гладко, что этих накладок не заметил даже мой педагог.
Бывают и смешные моменты. К слову, когда я опять-таки танцевала "Манон",
в первый раз, то чуть не опоздала на сцену. Выйти я, слава Богу, успела.
Но Манон появляется в шляпке и накидочке. Когда я вылетела из кареты,
шляпка держалась как-то на боку, накидку я держала в руках, как мешочек.
В вашем репертуаре - и "Лебединое озеро" со "Спящей
красавицей", и балеты Ратманского. Что вы сами предпочитаете танцевать?
Мне очень нравится классика - ее особенно трудно танцевать. А то, что
трудно достается, тем более ценишь. И когда видишь свой рост от спектакля
к спектаклю, начинаешь себя уважать.
Но и современная хореография мне очень нравится. Я считаю, современная
балерина должна пробовать себя во всем, если это сделано со вкусом. Я
давно мечтала, чтобы кто-то из современных хореографов поставил балет
лично для меня. Когда я только начинала работать, в Тбилисском театре
Георгий Алексидзе поставил на меня три балета, которые я танцевала на
фестивале в Монпелье. Эти спектакли запомнились мне тем, что в них я не
ощущала суровых рамок, в которые должна себя вгонять в классике.
Прошлым летом я ездила в Данию к Алексею Ратманскому, мы много работали
над новым балетом. Сейчас весь вопрос во времени, потому что он очень
занят, у него много приглашений на постановки. Но надежда на продолжение
сотрудничества у меня жива, потому что Алексей очень талантливый хореограф,
я очень люблю танцевать Мачеху в его "Золушке" и Фею в "Поцелуе
феи". С Алексеем я получаю наслаждение от самого процесса работы:
мне с ним было легко, он очень интересно объясняет.
Сейчас у меня есть проект с нашим молодым хореографом Кириллом Симоновым,
который ставит для меня 20-минутный балет. Я вижу этот спектакль как портрет
современной женщины. Надеюсь вскоре показать его и петербургской, и московской
публике.
|