|
|
Крепостной принц
Гамбургский
балет, гастроли которого завершились в Петербурге, - один из самых прославленных
танц-брэндов Европы. Но эта компания, живущая как закрытый монастырь с
неведомым уставом, известна прежде всего благодаря своему арт-директору
Джону Ноймайеру. Хотя его спектакли - это соединение художественной воли
постановщика и индивидуальности его танцовщиков.
На хореографии, которую он создает для Ивана Урбана, неизменно лежит след
его восхищения этим артистом. Из своих 28 лет Иван девять работает в Гамбургском
балете. Он - первый, а порой и единственный исполнитель главных партий
в "Одиссее", "Гамлете", "Мессии", "Bernstein
dances". Ему же Ноймайер доверил знаковые роли Дягилева в "Нижинском"
и Треплева в "Чайке". В них его и увидели в Петербурге.
Расскажите, как уроженец Гомеля познакомился с Джоном Ноймайером?
Я учился в Минске в хореографическом училище. Меня выбрали одного из школы
на конкурс "Prix de Lausanne". Ноймайер был председателем жюри.
После моего выступления он подошел и предложил учиться в его школе. Пока
переводчица перевела, чего он хочет, Джон уже исчез.
Вы выросли в советской балетной провинции. Вам что-нибудь говорило
его имя?
Я вообще тогда не представлял, что балетный мир настолько разнообразен.
Моя школа была - классика, классика, классика. Другого я не знал.
И что вы почувствовали, когда поняли, что предстоит заниматься совсем
не тем, к чему себя готовили?
Я хотел профессионально развиваться. В Гамбурге для этого открылись широкие
двери. Класс у нас вел замечательный педагог Анатолий Геннадиевич Нисневич.
Он сам танцевал в Мариинском театре, был солистом. Благодаря ему ко мне
пришли какие-то новые силы, новая техника.
Вы уехали в 1992 г., когда советские балетные люди уже свободно передвигались
по миру. Тем не менее, вы чуть ли не в статусе диссидента оказались участником
какой-то таинственной полукриминальной истории.
Сейчас я могу над этим посмеяться, но тогда мне было не до смеха. Я из
бедной семьи, у меня никогда не было никаких благ. Поэтому предложение
Ноймайера, можно сказать, меня купило. Я, недолго думая, рассказал о нем
людям, которые меня сопровождали: моему директору Людмиле Федоровне Коробкиной
и Валентину Николаевичу Елизарьеву, тогда главному балетмейстеру Минского
театра. Но, как оказалось, у них были со мной связаны собственные планы
- понимаю, я подавал какие-то надежды. Они сразу же сказали: "Молодой
человек, собирайте свои монатки, мы едем в Минск, у нас в 6 утра самолет".
Меня это ошарашило.
Но по дороге в отель я встретил Алекса Урсуляка, который был тогда директором
Штутгартской школы. Он хорошо говорит по-русски, и я ему все рассказал.
Урсуляк написал какое-то письмо и сказал, чтобы я отнес его туда, где
заседает жюри. Когда я пришел в этот дворец, Джон меня сначала даже не
узнал. Но, как только он прочитал письмо, всё закрутилось, и с половины
двенадцатого ночи до 4 часов утра все жюри пыталось спасти мальчика из
Минска. Они хотели сразу посадить меня в машину и увезти в Гамбург. Мне
было 15 лет, и чтобы их не обвинили в похищении ребенка, позвонили мне
домой. Мама была на работе, а бабушка сказала: "Езжай". Но тут
оказалось, что директриса уже изъяла из моих вещей паспорт.
Вы не боялись возвращаться с ней же в Минск?
На самом деле полет до Москвы, а потом ночь в поезде до Минска были очень
страшными! Паспорт вернули только на таможне. В Минске предложили подвезти
до интерната. А когда я сел - это был маленький частный автобус, который
нас встречал, - сказали водителю: "Давай отбирать у него паспорт!".
Я испугался, отдал - только чтобы выпустили меня живым. Елизарьев мне
прямым текстом тогда сказал: "Если я тебя увижу хотя бы возле театра,
раздавлю". Так что в Минске меня больше ничего не держало.
В Питере и в Москве меня тоже никто не ждал. Но благодаря Швейцарии у
меня появились хорошие знакомые. Человек, который помогал русским участникам
"Prix de Lausanne", прописал меня в Москве, устроил рабочим
сцены в Большой театр и оформил стажировку в Монте-Карло. А из Монте-Карло
я сделал визу в Германию.
У выпускников школы Гамбургского балета есть гарантия, что они непременно
попадут в основную труппу?
Я не был уверен, что останусь в Гамбурге. Просматривался в Дюссельдорфе,
в Дрездене. Но Джон просил не подписывать никаких контрактов до тех пор,
пока не скажет, нуждается в нас или нет. Я и сам чувствовал, что нравлюсь
ему в танце. Мне тоже подходит стиль Ноймайера, потому что он позволяет
свободу в танце. Нужно точно понимать его замысел, но движение можно переделать
в собственном стиле. Это не классика, где если поставлен saute de basque,
то должен быть только он и ничего другого. Например, и в "Чайке",
и в "Нижинском" есть такие моменты, которые Джон не ставил,
их сделал я сам.
Если в спектакле Ноймайера два состава, не исключено, что одна и та же
партия у разных исполнителей различается?
Основная идея, главное чувство одно. Но каждый может выражать его по-своему.
У нас идет балет "Зимний путь". И Джон никогда не смешивает
два состава - он считает, что получаются два разных балета.
В балетном мире у него репутация диктатора.
Я не могу так говорить про своего директора: я его очень уважаю как хореографа,
он для меня гений. Джон многому может научить и многое дать. Но конфликты
иногда бывают. Мы - единая компания, которая работает на общий результат.
И все выкладываются на сто процентов, отдаются работе честно. Но это не
значит, что можно регулярно задерживать нас на репетициях, в последнюю
минуту менять расписание - будто мы не вольны распоряжаться своим свободным
временем. Меня такое отношение выводит из себя.
И как мирится с этим труппа?
Ноймайера все уважают. А молодые очень боятся. Но, мне кажется, бояться
никого не надо - он просто директор, и все. Гамбургский балет - это не
его частная труппа, она принадлежит государству. Просто Джон так долго
руководит, что все вокруг - будто его собственность.
Ноймайер закрыт для общения?
Он очень хорошо чувствует людей. Если ты боишься, он тоже закрывается.
Если ты к нему подходишь обозленным, Джон тоже начинает вести себя агрессивно.
Я не могу зайти к нему в офис и побрататься - я так воспитан. Но если
мы встречаемся в коридоре, он может очень любезно улыбнуться. А может
пройти и не заметить, весь в своих мыслях.
Гамбургский балет - это только работа или образ жизни?
Внутри у нас дружеские отношения - не то что в парижской Opera, где одна
группа ненавидит другую. Любой principal (в западных балетных компаниях
- категория звезд труппы - А.Г.) нормально общается с любым школьником.
В зале, если ты делаешь роль, выкладываешься целиком - и физически, и
морально. Джон из тебя выжимает всё. Поэтому у меня после спектакля огромная
потребность "проговорить" его еще раз. А у нас для репетиторов
важно только одно - чтобы шеф был доволен. Тогда за кулисами поцеловал,
ушел и забыл. Мне этого мало - я остаюсь опустошенным, нет окончательной
сатисфакции.
Ноймайер требует, чтобы его танцовщики принадлежали только балету. Это
усложняет вашу жизнь?
Сам он человек с разнообразными интересами, и себя не обижает - много
ездит, много видит. Но нас на личные гастроли не отпускает, старается
свести к минимуму общение с прессой. Поэтому нас мало кто знает. Джон
очень умный директор. Он говорит, что не любит работать со звездами, чтобы
не травмировать свой балет. Знают только Джона Ноймайера и Гамбургский
балет.
Что тогда удерживает вас в Гамбурге?
Я не перебежчик. Не хочется терять наработанного, хочется развиваться
дальше. Ноймайер дает эту возможность: он ставит сам, приглашает других
хореографов. А я люблю работать.
Может быть, если бы я был один, все же куда-нибудь ушел. Но здесь очень
хорошо Анютке (Анна Поликарпова - бывшая солистка Мариинского театра,
для которой Ноймайер создал главные женские роли в "Гамлете",
"Нижинском", "Чайке", "Одиссее" и других
балетах - А.Г.). Ради нее я буду в этой компании.
Не тяжело быть только песчинкой в огромном мире Джона Ноймайера?
Я двигаюсь своим путем. Он, конечно, может меня выгнать, но пока я профессионально
чего-то стою, Джон этого не сделает. Если мне нужно что-то сказать ему,
- говорю. Хотя чаще всего он слушает, соглашается и всё делает по-своему.
Но когда я сказал, что хочу выезжать один, без компании, он сразу послал
меня на гала во Францию. Спасибо, жду чего-то еще.
Гамбургский балет - настоящее вавилонское столпотворение русских, поляков,
чехов, американцев, французов, японцев, итальянцев, аргентинцев. На каком
языке общаетесь?
На английском.
И какой для вас родной?
Раньше, когда я был женат на француженке, русский забывался, мне сложно
было артикулировать по-русски, больше пользовался английским или французским.
Я общаюсь и на немецком, хотя делаю много ошибок. Но не придаю этому значения,
шпарю спокойно. А дома мы разговариваем, естественно, на русском.
А гражданином какой страны являетесь?
Белоруссии. Хотя в ближайшее время собираюсь поменять паспорт на немецкий.
Когда я после девяти лет отсутствия приехал поменять старый паспорт и
увидел все тех же советских людей, это был ужас. Намучился я страшно.
"Ведомости", 2003, август.
|