|
|
Итан Стифел:
"Не чувствую необходимости в экстремальных поступках"
Итан
Стифел прилетел в Москву в компании "Бриллиантов американского балета",
выступающих сегодня на сцене Большого театра. Нью-йоркские балетные критики
именуют его лучшим танцовщиком Америки, Королевский балет Великобритании
четыре года выписывал Стифела из-за океана на отдельные спектакли, а на
фестивале "Мариинский" он за полчаса влюбил в себя петербургских
балетоманов, обычно умеющих разглядеть пятна в любом заграничном светиле.
Шесть лет назад побег танцовщика из рафинированной и скромной труппы Баланчина
New York City Ballet в эклектичный и роскошный American Ballet Theatre
переполошил балетный мир не меньше, чем в свое время "прыжок к свободе"
Рудольфа Нуреева. О своем существовании в двух непересекающихся балетных
номерах Стифел рассказал "Ведомостям".
В отличие от Петербурга, где вы выступали в "Аполлоне", москвичи
вас фактически не знают. Вас не нервирует необходимость завоевывать незнакомую
публику?
Это абсолютно нормально. Мне интересно исследовать зрителей в Москве после
того, как я узнал петербургских. Наверное, это даже меня подстегнет.
Как известно, New York City Ballet, который вы покинули, редко дает
возможность своим солистам участвовать в гала-концертах, подобных сегодняшнему.
Как к ним относится руководство American Ballet Theatre?
Вы абсолютно правы - NYCB очень строг в своих правилах, таково не столько
расписание, сколько политика этой компании. АВТ более свободен в своих
взглядах. Я люблю путешествовать, и наш артистический директор Кевин Маккензи
видит, что от этого только польза. Он не смотрит на эти выступления как
на соревнование. Глядя друг на друга, мы приобретаем дополнительный опыт.
О вас говорят как о танцовщике, который придал новое содержание стилю
Баланчина. Был ли этот путь отмечен пониманием в NYCB?
Просто я всегда считал, если ты мужчина, то должен оставаться мужчиной
на сцене. Бывают и противоположные варианты, и вот на них я бы не хотел
походить. А в те времена я был очень молод, мне очень хотелось сделать
что-то свое. С годами пришло понимание, что стоит полагаться на мнение
более опытных людей, которые знают, что говорят и что делают. Но вокруг
меня всегда были люди, подвигавшие на правильные решения.
Когда-то резонанс от вашего перехода из NYCB в АВТ достиг даже России.
Был ли этот шаг следствием суровой политики NYCB, о которой вы говорили?
Карьера танцовщика очень коротка, и за это время хочется попробовать многое.
Я, безусловно, очень уважал менеджмент и директорат NYCB, но пришло время
испытать себя в чем-то неожиданном. Я хотел гастролировать, видеть что-то
новое, выступать в международных гала-концертах. Поймите правильно, в
этом не было ничего личного, никаких конфликтов или желания вызвать шок
или произвести фурор.
Вы нашли то, что искали, уходя из NYCB?
С тех пор, как я поступил в АВТ, у меня открылись нескончаемые возможности:
я снимался на телевидении, играл в художественных фильмах, был приглашенным
солистом в различных коллективах. Я ни разу не пожалел о том решении.
Пришлось ли вместе со сменой труппы трансформировать свой собственный
стиль?
Да, конечно. Было сложно, потому что это была еще и кардинальная смена
репертуара. Какие-то роли дались мне легко, но перемена произошла не в
один день. И моя публика, и критики, и я сам понимали, что на это понадобится
время. Это помогло мне выжить. Были бы пустые надежды, я бы просто разрушился.
Какие партии вы считаете своим высшим достижением в АВТ?
Мне очень нравится "Жизель" как произведение, в целом. И после
NYCB партия Альберта стала для меня знаковой. После этой драматической
роли все остальные кажутся по плечу.
Но в гала продолжаете танцевать преимущественно репертуар NYCB - Баланчина
и Роббинса. Они по-прежнему остаются вашими любимыми хореографами?
Нет! Просто в таких ситуациях, когда приглашается много людей из разных
стран, выбирается самый просто путь. Так как я провел шесть лет в NYCB
и от Фонда Баланчина имею право на исполнение этой хореографии, которое
есть не у многих танцовщиков, меня просят танцевать этот репертуар. Но
я открыт для разных предложений. Например, надеюсь весной на фестивале
"Мариинский" в Петербурге станцевать "Баядерку".
Однажды вы уже поразили балетный мир переходом из NYCB в АВТ. Чувствуете
ли еще потребность в экстремальных действиях?
Тогда для моей карьеры это был наилучший шаг. А сейчас я не чувствую необходимости
выкинуть что-то подобное.
|